Политика

законотворчество

Реинтеграция Донбасса: Как изменился законопроект ко второму чтению

2942
Реинтеграция Донбасса: Как изменился законопроект ко второму чтению

Официально опубликован текст законопроекта № 7163 о реинтеграции Донбасса в таком виде, как комитет рекомендовал парламенту принять его в целом как закон. Всего депутаты подали 673 поправки, из них комитет отклонил 374, пишет 112 Украина.

Заголовок не изменили — законопроект ко второму чтению так же называется «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях».

В преамбуле расширили перечень документов, на которые опираются, как международные партнеры, так и принятые в Украине. В частности, вспомнили резолюции Генассамблеи ООН «О территориальной целостности Украины» № 68/262 от 27 марта 2014 года и № 75/205 «Состояние дел в области прав человека в Крыму и Севастополе».

Вспомнили о «продолжении практики противоправного задержания и удержания граждан Украины на временно оккупированных территориях, их незаконного вывоза и удержания на территории РФ».

Кроме того, в преамбуле действительно добавили «Крым и Севастополь» туда, где речь шла об оккупированных территориях, и называли отдельные районы Донецкой и Луганской областей — однако непосредственно на статьи законопроекта это не распространилось.

Уточнили определение оккупированных территорий. В частности, добавили, что это территории, на которых вооруженные формирования РФ и оккупационная администрация РФ установили и осуществляют эффективный контроль. В перечень «суша, воды, воздушное пространство» добавили «недра».

Если ранее документ предусматривал, что границы таких территорий должно определить Минобороны по представлению Генштаба ВСУ, то в редакции ко второму чтению — президент по представлению Минобороны на основе предложений Генштаба ВСУ. Полное отсутствие военнослужащих РФ на оккупированных территориях должны установить Минобороны и МВД Украины путем совместного представления президенту Украины, который исключительно на этом основании принимает соответствующее решение. Начало и завершение мероприятий по обеспечению нацбезопасности и противодействия агрессии РФ определяется решениями президента.

В норме о том, что РФ несмотря на оккупацию не получает никаких прав на территории, уточнили, что продолжительность оккупации не имеет значения.

Ранее в законопроекте отмечалось, что любые акты, выданные оккупационной администрацией РФ, являются недействительными и не создают правовых последствий. Комитет сделал исключение — кроме документов о рождении или смерти человека на временно оккупированных территориях.

Здесь же добавили строчку: «Ответственность за моральный и материальный ущерб, нанесенный Украине, органам государственной власти и местного самоуправления, возлагается на РФ». Кроме того, на Россию возлагается обязательство обеспечить защиту гражданского населения.

Госорганы Украины в опубликованном варианте должны не использовать возможности, а принимать меры для обеспечения государственного суверенитета — в том числе санкционные, а также использовать механизмы международного сотрудничества для сохранения и усиления санкций против РФ (ранее таких норм не было).

Предполагается не только сбор данных о правах и свободах граждан на оккупированных территориях, но и «создание межведомственного координационного органа с целью обобщения правовой позиции государства в вопросе отпора и сдерживания вооруженной агрессии РФ и подготовки консолидированной претензии Украины к Российской Федерации о реализации международно-правовой ответственности России за вооруженную агрессию против Украины».

Для противодействия агрессии со стороны РФ применяются силы и средства по согласованию с Генштабом ВСУ.

Ранее было определено, что всеми силами по противодействию агрессии руководит Объединенный оперативный штаб ВСУ, однако сейчас прописано, что такая функция возлагается на Генштаб. Вместе с тем, Объединенный штаб все равно должны создать, его должен возглавить командующий Объединенными силами. Такой командующий руководит силами и средствами Вооруженных сил и назначается президентом по представлению начальника Генштаба. Его полномочия и положение об Объединенном штабе определяет президент.

Командующий Объединенными силами среди прочего может ограничить въезд и выезд на пунктах пропуска с оккупированной территорией, если этого требует ситуация. Однако в целом порядок въезда-выезда определяет не начальник Объединенного штаба, посоветовавшись с СБУ и МинАТО, а Кабмин.

В зоне противодействия агрессии лицам, не привлеченным к этому, можно находиться с разрешения командующего Объединенным штабом.

На территориях, прилегающих к зоне боевых действий, функционирует особый порядок, согласно которому органы сектора безопасности и другие госорганы имеют специальные полномочия для обеспечения нацбезопасности. Границы таких территорий устанавливает начальник Генштаба ВСУ по представлению командующего Объединенными силами.

В законопроект внесли перечень прав правоохранителей и привлеченных к противодействию агрессии лиц:

  • применять в случае крайней необходимости оружие и спецсредства к тем, кто нарушает закон или препятствует исполнению требований, привлеченных к противодействию внешней агрессии лиц — или к тем, кто пытается нелегально попасть в зону противодействия агрессии;
  • задерживать указанных лиц и привозить в органы Нацполиции;
  • проверять у граждан и должностных лиц документы, в случае их отсутствия — задерживать для установления личности;
  • осматривать личные вещи граждан при них и в автомобилях;
  • временно ограничивать или запрещать движение транспорта, пешеходов на улицах и дорогах, не пускать людей и машины, в частности на объекты, выводить людей из определенной местности, производить буксировку транспорта;
  • входить в дома людей, на частные земельные участки, предприятия, учреждения и организации, если это нужно для противодействия внешней агрессии;
  • со служебной целью использовать с разрешения владельцев средства связи и автомобили, в том числе специальные, кроме автомобилей дипломатических, консульских и других представительств иностранных государств и международных организаций.

Кроме того, в ходе доработки ко второму чтению расширили «Переходные положения».

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
Покупка Продажа
100 долларов 2.861,68 0.0685 2.890,71 0.0677
100 евро 3.484,31 0.1762 3.545,54 0.1944
10 рублей 4,64 0.0027 5,12 0.001
Курс обновляется 1 раз в сутки