Великий шелковый путь включен в список Всемирного наследия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Такое решение было принято 22 июня на заседании 38-й сессии комитета Всемирного наследия при ЮНЕСКО, проходящей в столице Катара Дохе.
Заявка на вхождение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО знаменитой караванной дороги, связывавшей Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средневековье, была подана совместно Китаем, Казахстаном и Кыргызстаном.
В древние времена Великий шелковый путь, в первую очередь, использовался для вывоза шелка из Китая, с чем и связано его название. Он был проложен во II веке до н.э. и вел из Сианя через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, далее пересекала Памир и шла в Фергану и казахские степи, южная — мимо озера Лобнор по южной окраине пустыни Такла-Макан через Яркенд и Памир вела в Бактрию, а оттуда — в Парфию, Индию и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря.
Шелк был хоть и главным, но далеко не единственным товаром, который перевозился по трансконтинентальному маршруту. Из Центральной Азии вывозились кони, весьма ценимые в Китае, военное снаряжение, золото, серебро, полудрагоценные камни и изделия из стекла, кожа и шерсть, ковры и хлопчатобумажные ткани, экзотические фрукты и животные. Из Китая караваны везли фарфор и металлическую посуду, лакированные изделия, косметику, чай и рис.
Великий шелковый путь сыграл большую роль в развитии экономических и культурных связей народов Передней Азии, Средней Азии, Кавказа и Китая. Он, например, служил «проводником» распространения технологий, инноваций, культуры и религии.
И в наше время Китай прикладывает немалые усилия, чтобы активно претворить в жизнь концепцию «Экономического пояса Великого шелкового пути», в целях расширения взаимовыгодного сотрудничества в энергетике, инвестиционной сфере, сельском хозяйстве, финансах, туризме и других областях между странами, через которые в древности проходил Великий шелковый путь.