Онлайн торги зерновыми. Кто же «против»? Или все же «за»?

1 9130

Мы обсудили тему с CEO AGROXY Украина Наталией Дресвянниковой.

- Наталия, добрый день! Как Вы видите ситуацию на рынке торговли агропродукцией?

- Что нового нас ждет в этом сезоне? Украина - один из крупнейших мировых производителей зерновых (пшеница, кукуруза, ячмень) и масленичных культур (подсолнечник, рапс). Так же активно растет интерес фермеров к нишевым культурам. На фоне того, что более 2/3 собранного урожая экспортируется (а в случае с продуктами переработки масленичных - почти 90%), - это одна из наиболее успешных отраслей страны. На этом фоне внутренний рынок агропродукции мало поменялся за 20 лет (торговля по телефону, за наличные, продукция с малопонятным качеством), хотя и было много попыток ввести одинаковые для всех правила игры. Но пока каждый делает как знает и как может, ведь удачной сделкой считают такую, где обе стороны думают, что они - в выгоде, хотя на самом деле это и означает, что стороны просто мало информированы.

- То есть основный продукты экспорта Украины - это сельхоз продукция? Как же проходят эти сделки?

- Перед тем, как делать наш продукт, мы постарались досконально изучить принципы работы рынка агропродукции Украины. И вот к каким выводам пришли. 10 крупнейших агротрейдеров - это уже давно транснациональные корпорации. Точка украинского ценоформирования на основные культуры агроэкспорта находится за пределами страны (в основном, в Швейцарии). Там трейдеры за 2-3 месяца (длительность выполнения форвардных контрактов поставки) устанавливают базис цены. В последствии этот базис с определенным дисконтом (учитывая валютные и другие риски и заложенную доходность трейдеров) формирует закупочные цены на украинских элеваторах, где более мелкие трейдеры и фермеры видят такую цену и вынуждены использовать ее для любых других внутренних сделок.

Хорошим примером, иллюстрирующим что ценообразование не происходит в Украине, а украинские внутренние цены - это всего лишь «эхо Швейцарии», бывает ситуация, когда крупный трейдер для выполнения уже заключенного и проплаченного экспортного контракта по зерновым для формирования партии может легко повысить закупочную цену на 100-200 грн. на тонне (до 3%). При этом про такую возможность в Украине узнают только немногие: остальные очень сильно недооценивают важность информации в современном мире и не имеют к ней доступа.

- Но ведь существует такое количество товарных бирж. Почему же нет фьючерсного рынка? Ведь это такой удобный механизм кредитования аграриев, который популярен во всем мире.

- Мы только недавно начали изучать вопросы фьючерсов. Да, действительно в Украине есть более 500 товарных бирж, но ни одна из них не работает как место реального ценообразования. Думаю, эксперты финансовых рынков меня поддержат: во-первых, не может быть 500+ бирж - это подчеркивает, что инструмент использовался не по назначению. Во-вторых, если фермер готов продавать урожай с поля за наличные, а трейдеры могут его так покупать и экспортировать - то ситуация происходит, скорее, вне правового поля.

В экономике с малодоступным кредитом и без страхования рисков аграрии рискуют многим, поэтому определили для себя наиболее выгодную стратегию именно такую: продать с поля за валюту. Хорошо, что пока природа не наказывает нас, но в шутку я говорю, что успешность украинской экономики теперь в большей степени зависит от прогноза погоды.

«Успешность украинской экономик теперь в большей степени зависит от прогноза погоды» - Наталия Дресвянникова, CEO Agroxy.com

- Вы недавно запустили сервис онлайн редукциона зерновыми. В чем его отличие от других похожих сервисов и, вообще, есть ли аналоги?

- Природа не терпит пустоты, но вот люди могут с ней жить. Обычно, когда чего-то нет, то для этого есть две основные причины: общество не готово и/или это кому-то выгодно. Думаю, что украинское общество уже давно готово жить лучше, а, следовательно, и заключать сделки по реальным рыночным ценам, максимизируя доходность. Желание фермера продать свой урожай максимально выгодно - это и есть цель того, для чего фермер трудится. Именно в этом ему и призваны помочь онлайн торги на Agroxy (мы называем это онлайн-редукцион). Поскольку к продаже принимаются только товары с подтвержденными складскими документами элеваторов, то гарантируется не только количество, но и его качество. Собственник урожая размещает его на элеваторе, одновременно улучшая его показатели посредством досушки, дополнительной обработки и других услуг, предоставляемых элеватором и может продать такие зерновые с подтвержденным объёмом и качеством в любой момент и онлайн через Агрокси, в особенности - в пик цены. Да, такие действия требуют от собственника зерновых дополнительных затрат. Но в перспективе конечно же такой хозяин зерна выиграет. Это позволяет получить более высокую цену в период, когда это нужно продавцу (например, продавать малыми лотами с целью получить дополнительные средства для посевной или покупки новой техники, внедрить новые технологии повышения урожайности). В конечном счете имеем пример пресловутого win-win, когда фермеру выгодно, элеваторам выгодно тоже (поскольку они зарабатывают на сушке, доработке и хранении), выгодно и трейдерам (поскольку можно быстро купить товар понятного качества); да и экономике в целом выгодно, так как формируется стабильный и прозрачный рынок торговли зерновыми.

- Вы упомянули, что крупные игроки рынка против появления таких сервисов, как ваш. Почему?

- Это немного не то, что я имела ввиду: крупные трейдеры так сильно уверены в своих позициях и лидерстве на рынке, что не считают такие сервисы как AGROXY угрозой их позициям или конкурентами, или вообще исключают их перспективность, хотя мы можем принести выгоду всем участникам рынка. Крупные трейдеры имеют свои стратегии максимизации прибыли и мало поворотливы. Более того, я думаю, что такой продукт как у нас полезен любому участнику рынка, ведь его цель - не получить деньги со всех пользователей, а сформировать прозрачный и доступный для всех рынок спотов, фьючерсов и формирование украинского индекса цен на зерновые. Мы предлагаем необходимое и важное для экономики решение здесь и сейчас.

В любом случае, возвращаясь к крупным трейдерам: ТОП-10 экспортеров - это всего лишь до 40% рынка Украины (если говорить по зерну), поэтому их роль, по нашему мнению, сильно преувеличена, ведь 60% торговли остается за более мелкими операторами рынка. Думаем, проблема в том, что многие видят получение доходности трейдинга в том, что у фермер не знает ценности своего продукта в момент продажи и не видит выгоды в подтверждении качества своего продукта, так как для этого ему необходим дополнительный ресурс и срабатывает желание упростить: я тебе продам сейчас зерно, но не спрашивай, соответствует ли оно стандартам. Думается, что с евроинтеграцией Украины и крупные трейдеры вынуждены будут перестроиться с тех, кто эксплуатирует труд или собственность фермера (или землевладельца), на тех, кто его обслуживает и повышает его эффективность. Это данность, объективная реальность, если хотите. Бизнес, который первым приспособится под новую реальность -трансформируется и будет развиваться. Вспомните хотя бы пример Нокиа.

Украина обладает уникальным земельным ресурсом, люди умеют и хотят работать на земле, учитывая объёмы поставок на мировые рынки, есть потенциал и в получении большей доходности, ведь мировой рынок продовольствия постоянно растёт. Для этого надо повышать качество украинской агропродукции, переходить в сегменты с повышенной добавочной стоимостью, экспортировать не сырье, а готовые продукты (многие сейчас заметят, что как раз сырье пользуется большим спросом, чем готовые продукты, но это только потому, что гарантировать качество готовых продуктов Украина хоть и может, но доверия в целом такая гарантия не вызывает, и это - следствие прошлой государственной политики, точнее ее отсутствия: скандалы с халяльными сертификатами и другие подобные вопиющие инциденты не добавляют привлекательности нашим продуктам, хотя работа по восстановлению репутации идет).

Сейчас мы имеем модель, когда купный бизнес, имея свою сеть элеваторов и альтернативную логистику, не заинтересован в том, чтобы на его элеваторах хранилось, а тем более, продавалось «чужое зерно». Кто-то покупает с поля и экспортирует продукцию минимального качества, осуществляя перевалку с барж на рейде, минуя таким образом элеваторы вообще. Все это абсолютно нормально, так как свобода предпринимательства в рамках закона повышает эффективность системы.

- А какова роль государства?

- К большому сожалению, украинское государство все так же играет значительную роль в экономике страны как субъект экономической деятельности (пример, ДКПЗУ), а не как мудрый регулятор. Это - наследие плановой экономики, умноженное на любовь кланов управлять «народным» и получать личный доход с государственных активов. И экспорт, в основном аграрного сырья, а не готовой продукции - прямое следствие нездорового фискального и инвестиционного климата в стране. Например, Украина - крупнейший мировой производитель подсолнечного масла, но 90%+ масла экспортируется с минимальной степенью переработки. Что само по себе создает бизнес и доход для других стран. Задумайтесь только: крупнейшим мировым экспортером рафинированного и готового к употреблению подсолнечного масла является Турция, страна которая почти не выращивает подсолнечник.

Однако, считаю, что сейчас аграрная политика переживает кардинальные изменения в лучшую сторону: это связано в первую очередь с новой командой министра и замминистра АПК, в особенности хотелось бы отметить работу замминистра Ольги Трофимцевой, которая за год сделала для украинского экспорта агропродукции больше, чем до этого все министры АПК вместе взятые. Изменения происходят, просто еще не все осознают, что наступила новая реальность и так как раньше уже не будет.

Когда ситуация для страны тяжелая и когда управленцы приходят с целями создать эффективные институты, люди слышат и понимают друг друга, и главное - чтобы диалог сохранился и имел позитивный результат, а закон соблюдался как холдингами и фермерами, так и самим государством. Если закон не устраивает всех, то это - сигнал к его изменению.

- В чем вы видите повышение доходности агробизнеса?

- Ответ - повышение производительности и продуктивности, что даст ресурс для инвестиций в развитие. Применение новых технологий и инновации - это основной механизм повышения продуктивности. Средние и малые фермерские хозяйства могут получать значительно большую прибыль, продавая качественную продукцию в моменты, когда мировые цены максимальные. Для этого мало знать, какая цена в Чикаго, нужно уметь пользоваться технологичными инструментами онлайн торгов и это не так сложно, как кажется, ведь технологии теперь доступны всем.

Завантаження...
Комментарии (1)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
Анюта Верещак 28 апреля 2017, 18:43

Комментарий удален

реклама
реклама