Мнения

анализ

Курт Волкер как санитар украинского леса

Курт Волкер как санитар украинского леса

Конец октября — начало ноября преподнесли нам целый ряд фактов, различной степени неожиданности с точки зрения официозной точки зрения Киева на конфликт вокруг Донбасса и возможностей его урегулирования. И все они, в целом, укладываются в канву продвижения американо-российского диалога, в котором одним из заметных «камней преткновения» является «украинский вопрос». Отдельная тема — почему же его решают без Украины?! Подробный разбор займет слишком много места, поэтому автор будет ориентироваться на ту часть читателей, кто считает данный вопрос сугубо риторическим...

Тайное, но предсказуемое становится явным, но неприятным...

«Точкой отсчета» для новых раскладов мы будем считать заявление спецпредставителя Госдепа США по Украине Курта Волкера на пресс-конференции в пятницу 3 ноября, где он сообщил об американской «рекомендации» Киеву не предлагать свой вариант резолюции Совета Безопасности ООН по введению миротворцев на Донбасс, а работать с уже имеющимся российским проектом. Этот документ, как выяснилось из слов Волкера, уже обсуждался Вашингтоном не только с Киевом, но и с Берлином, Парижем и Москвой... Сутки украинский МИД и Администрация Президента хранили непривычное молчание, что, вполне предсказуемо, оказалось самой правильной реакцией. Ибо вечером (по Киеву) 4 ноября с Президентом Петром Порошенко связался Государственный секретарь Рекс Тиллерсон, который, подтвердив и разъяснив позицию своего спецпредставителя по Украине, анонсировал ноябрьский визит в Киев нового помощника главы Госдепа по вопросам Европы и Евразии — Веса Митчелла, «сменщика» Виктории Нуланд.

Здесь важно отметить, что неожиданностью для официального Киева стал именно вопрос о необходимости взять за основу (пусть, даже, с целью серьезной переработки) российский вариант резолюции, а не обнародование г-ном Волкером «рекомендаций» Киеву не вносить свой документ. Всем, кто понимает специфику дипломатических отношений, таковой запрет был очевиден (автор несколько раз говорил и писал об этом), в противном случае Украина, будучи с 2016 года непостоянным членом СБ ООН, а в феврале 2017-го — председательствующей, уже давно внесла бы свой проект резолюции, хотя бы в поддержку очередного пропагандистского заявления Петра Порошенко о необходимости введения миротворцев на Донбасс.

В результате, последнее заявление украинского Президента в сентябре 2017-го привело к «перехвату» инициативы со стороны Владимира Путина, который «согласился» с идеей, но предложил радикально иное ее наполнение, и, как итог — российский проект резолюции в ООН и «принуждение» Киева к работе над ней со стороны Вашингтона...

Куда спешит Вашингтон?

Активизация усилий американской дипломатии в вопросе введения миротворцев на Донбасс связана с простым дэд-лайном: для Вашингтона принципиально важно, чтобы Украина успела отдать свой голос за эту резолюцию, а двухлетний срок непостоянного членства Киева в СБ ООН истекает 31.12.2017. В данном случае, Курт Волкер и Рекс Тиллерсон учитывают негативный опыт Виктории Нуланд и Джона Байдена, усилия которых уперлись в тупик в виде категорического отказа Верховной Рады выполнять ряд пунктов «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений» от 12 февраля 2015 года. Разумеется, резолюцию СБ ООН, даже поддержанную украинским представителем, теоретически можно игнорировать, однако, сейчас уже не 2014/2015 годы, когда Запад в отношении Киева руководствовался принципами политической целесообразности; сегодня же в Европе целый ряд лидеров стран-членов ЕС открыто выступает за скорейшее снятие санкций с РФ.

Именно поэтому, с точки зрения Вашингтона, принятие резолюции по миротворцам до Нового Года с участием Украины повысит шансы на ее реализацию. Кстати, можно предположить, что Госдеп в идеале хотел бы видеть документ, по итогу совместно внесенный от США, Украины и РФ, что является вполне вероятным...

Почему спешит Вашингтон?

По простой причине — американские элиты намного лучше, чем украинское руководство, различают ситуации, когда время играет за них, и когда — против. В данном случае, у Вашингтона имеется целый список насущных проблем, в решении которых им требуется содействие Москвы — грядущий вывод войск из Афганистана, урегулирование на Ближнем Востоке, включая ограничение влияния Ирана, возврат северокорейской проблемы из фазы обмена угрозами в переговорное русло (это не исчерпывающий, но первоочередной список). Разумеется, «украинский вопрос» также присутствует в «топ-списке», но уже отнюдь не в первой тройке...

Все эти вопросы (включая, разумеется, и «украинский») будут подняты на встрече Дональда Трампа и Владимира Путина во время саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества во Вьетнаме, который открылся в воскресенье, 5 ноября. Формально главной темой встречи обозначена ядерная программа КНДР. Однако, если бы формальное совпадало с фактическим, то трудно было бы объяснить грядущий «внезапный» визит Веса Митчелла в Киев, который был анонсирован в ходе вышеупомянутого телефонного разговора главы Госсекретаря с Президентом Украины.

Вашингтон спешит с решением трех ключевых для себя вопросов — КНДР, Сирия «с окрестностями» и Афганистан. И потому с неизбежностью торопит Киев с прогрессом в вопросе, который может оказаться для Вашингтона ключом — в стиле quid pro quo с Москвой — для решения этих трех насущных проблем. Именно потому поторапливать Киев приедет помощник главы Госдепа по вопросам Европы и Евразии с вопросами мира и коррупции. Хотя мы ожидали «всего лишь» министра энергетики США с формулой «Луизиана+» по закупке Украиной сжиженного газа в США по ценам на $40 — 70 долларов за каждую тысячу кубов дороже, нежели даже реверсный газ из Европы...

Как спешит Вашингтон?

Госдепартамент США сделал в последние дни ряд символических жестов в отношении Кремля. Так, в разъяснении Госдепа от 3 ноября говорится, что санкции, принятые летом Конгрессом США, не распространяются на проекты, начатые до 2 августа 2017 года, а началом проектов считается подписание контрактов. Таким образом, «Северный поток-2» не подпадает под новый закон о санкциях, что важно для Москвы и, несомненно, вызовет ропот Киева, Варшавы, Вильнюса и Риги.

Ну, а призыв Вашингтона к Киеву, озвученный Куртом Волкером, обсуждать именно российский текст резолюции по миротворцам — еще более красноречив.

Можно, конечно, упомянуть и тот факт, что Курт Волкер разделил проблемы Донбасса и Крыма, но тут как раз особой сенсации нет, — если законодатели США, действуя из идеологических соображений, объединяли эти проблемы в одну тему «российской агрессии», то исполнительная власть — в стиле realpolitic — старалась их разделять.

Вполне справедливым в данной ситуации будет украинский вопрос, — а каковы ответные уступки Кремля? Но, нужно быть морально готовым к ответу, что они лежат в русле трех других ключевых для Вашингтона вопросов. Ведь если ты поручаешь кому-то представлять свои интересы, то он, скорее всего, будет представлять их, исходя из своих интересов...

Что же касается Украины, то имея в своих руках такие инструменты борьбы с коррупцией, как НАБУ и САП, Госдеп начал потихоньку «форматировать» украинскую «партию войны». Понятно, что к визиту Веса Митчелла в Киев эта самая партия должна быть, по замыслу кукловодов наших «антикоррупционеров», в значительной степени усмирена...

Партия мира vs Партия войны

Наша «партия войны» прекрасно просчитывает последствия резолюции ООН, которая будет принята — в том или ином виде — «во исполнение Минских соглашений», т.е. вместе с разведением противостоящих сил и прекращением огня, придется выполнять и остальные «минские» пункты.

Разумеется, их можно и не выполнять, но в тот момент, когда миссия ОБСЕ под охраной «голубых касок» заявит об отсутствии российских войск/военнослужащих на территории ОРДЛО (это, разумеется, произойдет не сразу, но, как всегда — быстрее, чем хотелось бы отечественным «ястребам»), Киев рискует оказаться нарушителем Минских соглашений в гордом одиночестве.

Серьезным тормозом в процессе разблокировки Минских соглашений является проблема обмена пленными/задержанными. Киев и непризнанные республики декларировали готовность к «большому обмену» еще в начале сентября. Но дальше в игру вступили «партии войны» по обе стороны разграничительной линии, — мы догадываемся, что свои условные «рюкзачки» для армии шьют и в ОРДЛО («ДЛНР»). Однако, мы также понимаем, что при продвижении к принятию резолюции СБ ООН о миротворцах, «кто надо» в самопровозглашенных республиках получит «пинок» из Кремля; рассуждая симметрично, можно предположить, что «кто надо» в Киеве получит персональный «пинок» от Госдепа.

Важно отметить, что новый прецедент «разблокировки» аналогичного вопроса создало освобождение в России — по просьбе президента Турции — двух деятелей крымско-татарского Меджлиса — Ильми Умерова и Ахтема Чийгоза; последний же прецедент «обмена» был связан с освобождением Надежды Савченко — кстати, при самом непосредственном участии Виктора Медведчука.

Отпустив крымско-татарских активистов, Кремль продемонстрировал готовность к компромиссам, теперь очередь за Киевом. Тем более, что Виктор Медведчук всю подготовительную работу для обмена между официальным Киевом и ДНР-ЛНР завершил еще в начале сентября.

Можно утверждать, что сегодня у немногочисленной отечественной «партии мира», группирующейся вокруг спецпредставителя по гуманитарным вопросам в Минской контактной группе Виктора Медведчука, ситуативно совпали интересы с американским Госдепом по вопросу деэскалации конфликта на Донбассе. Это разведение противоборствующих сторон, обмен пленными/задержанными, принятие законов, определяющих статус Донбасса, принятие законов, позволяющих провести выборы (куда входит и закон об амнистии) и сами выборы под наблюдение ОБСЕ и в присутствии миротворцев ООН. Собственно говоря, если уже неоднократно обнародованный «план Медведчука» появится с легкими косметическими изменениями в виде «плана Волкера» и это будет способствовать его реализации, думаю никто из сторонников мирного урегулирования, начиная от самого г-на Медведчука и заканчивая автором этих строк, возражать не будет...

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
Покупка Продажа
100 долларов 2.651,82 -0.0171 2.676,27 -0.023
100 евро 3.112,65 -0.0117 3.161,71 -0.0185
10 рублей 4,13 0.0007 4,52 0.0009
Курс обновляется 1 раз в сутки