Бізнес

конкуренция

С рынка уходит старейший столичный пивовар — «Пивзавод на Подоле»

С рынка уходит старейший столичный пивовар — «Пивзавод на Подоле»
Фото: Капитал

Киевляне вскоре забудут вкус подольского пива. Первый в столице пивовар с 140‑летней историей — «Пивзавод на Подоле» — прекратит свою работу в конце февраля, рассказал «Капиталу» маркетолог компании Александр Петрук.

«28 февраля — последний день работы. Причины — экономические: в условиях жесткой конкуренции работать практически нереально», — подтвердил он.

Согласно последнему отчету предприятия в системе раскрытия информации Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку за 2012 г., непокрытые убытки предприятия составляли на конец года более 52 млн грн, долгосрочные кредиты — свыше 42 млн грн. Текущие долговые обязательства — почти 84 млн грн, хотя в начале года они составляли лишь 19 млн грн. Выручка — 17 млн грн, чистый убыток — 3,7 млн грн.

Завод больше не возобновит выпуск продукции. «Скорее всего, на металлолом [сдадут]. Если бы актив продавался, то это бы уже произошло, и предприятие работало и дальше», — полагает Петрук.

В заявлении коллектива завода, опубликованном в соцсетях, сказано, что «завод оказался не нужен ни государству, ни городу, ни району». По информации Петрука, в связи с закрытием предприятия сейчас увольняют около 100 его сотрудников.

Земельный участок, на котором находится предприятие, арендованный, но ни сроков, ни стоимости аренды собеседник уточнить не смог. С директором завода Юлией Колесник связаться не удалось.

Борьба за выживание

Угроза закрытия «Пивзавода на Подоле» возникла еще в 2005 г. Тогда предприятие, производящее 12 сортов пива (самые известные торговые марки «Поділ», «Жигулівське»), квас, шесть видов сладкой газированной воды и холодный чай, из‑за давления пивоваренных гигантов и непосильной налоговой и кредитной нагрузки могло прекратить выпуск продукции.

При этом завод работал всего на 60 % своей мощности. Кроме того, предприятие столкнулось с проблемой недостатка оборотной тары, стоимость которой в регионах была значительно ниже, чем отпускная цена у производителей.

По словам бывшего менеджера предприятия, оптовые покупатели не возвращали тару и реализовали использованные бутылки в других регионах по цене, ниже производственной, вымывая таким образом оборотные средства компании.

Более 140 лет проработал «Пивзавод на Подоле»

В 2006 г. председатель правления «Пивзавода на Подоле» Виктор Сташейко и еще несколько физлиц продали свои 92% другому собственнику.

С 2007 по 2009 г. завод выпускал лишь один сорт — «Жигулівське», а в 2013 г. добавились еще «Парове» и «Гостинний двір».

Кризис отрасли

В условиях ужесточающейся конкуренции выжить мелкому пивовару довольно сложно, особенно без необходимого финансирования, рассказал «Капиталу» исполнительный директор отраслевой ассоциации «Укрпиво» Игорь Товкач. «Завод оказался в ситуации, когда просто нет оборотных средств и со всех сторон давят конкуренты на падающем рынке», — пояснил он.

По мнению эксперта, причины сокращения рынка — снижение спроса на пиво из‑за падения покупательской способности населения.

«Пиво — не продукт первой необходимости, поэтому многие от него отказываются. За 2013 г. рынок просел на 8 % — до 276 млн дал. Это рекордный спад за последние 10 лет», — указал собеседник.

Председатель наблюдательного совета компании «Оболонь» Сергей Блощаневич отмечает, что падение спроса спровоцировано ростом цен на продукцию пивоваров из‑за растущей фискальной нагрузки. Кризис отрасли, по словам Товкача, начался еще в 2009 г., когда акцизы увеличились почти вдвое — до 0,6 грн за литр и пиво подорожало.

Среди других причин, заставляющих пивоваров снижать объемы производства, называют повышение налога на хмелеводство и виноградарство с 1 % до 1,5 %, полагает директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям компании «САН ИнБев Украина» Денис Хренов.

Конкурентные изыски

Закрытие «Пивзавода на Подоле» существенно не изменит структуру рынка, поскольку доля компании незначительна — менее 1 %, заверил Товкач. «Единственными, кто пострадает от закрытия предприятия, станут его сотрудники и истинные гурманы, киевляне, которые привыкли пить пиво именно этого производителя», — убежден он.

После закрытия предприятия на его территории могут построить офисный или торговый центр либо жилье, считает руководитель департамента стратегического консалтинга компании UTG Виктор Оборский. У собственника предприятия уже есть опыт реализации девелоперских проектов. «Акролит» возвела на территории швейной фабрики «Ласточка» бизнес-центр «Ильинский».

Оборский полагает, что пивзавод находится в очень хорошем месте: недалеко от центра города, фасад здания выходит на ул. Фрунзе, а значит, «вся недвижимость здесь будет пользоваться спросом».

Замдиректора департамента торговой недвижимости консалтинговой компании CBRE Вадим Зинченко добавляет, что на ул. Фрунзе планируется построить сразу несколько бизнес-центров, поэтому «на мой взгляд, лучше на этом участке возвести жилье».

Эксперт поясняет, что для строительства крупного торгового центра недостаточно потребителей, поскольку рядом с предприятием практически нет жилых микрорайонов.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама