Економіка

госполитика

Финансовую систему страны готовят к «особому периоду»

Финансовую систему страны готовят к «особому периоду»
Государство хочет получить право тратить на армию деньги вкладчиков банков и коммерческих структур
Фото: Reuters

Правительство ускоренными темпами нарабатывает законодательную базу, которая позволит мобилизовать финансовые ресурсы на случай военной интервенции или введения чрезвычайного положения в стране или на отдельных ее территориях. Министерство финансов подготовило и представило на заседании Кабинета министров проект закона о финансовой системе Украины в особый период (копия есть в распоряжении «Капитала»). Документ авторства министра финансов Александра Шлапака регламентирует работу всей финансовой системы и долговой политики государства. Вступление в силу норм этого закона возможно с момента объявления решения о мобилизации, в том числе и скрытой, а также с момента введения военного положения в Украине или отдельных ее частях, а действовать он будет до заключения мира. Таким образом, после принятия закона Верховной Радой правительство фактически в любое время сможет воспользоваться его нормами.

Напомним, что частичная мобилизация в Украине была объявлена 17 марта соответствующим указом и. о. президента Александра Турчинова. На 2 апреля было мобилизовано 19 тыс. военнослужащих. В понедельник, 7 апреля, в Верховной Раде был зарегистрирован проект закона о необходимости введения чрезвычайного положения в Донецкой, Луганской и Харьковской областях. Хотя на пятничном заседании Кабмина премьер-министр документ завернул «из‑за недостаточно четкого определения что является особым периодом», общие положения законопроекта не вызвали у министров вопросов. Источники в правительстве говорят, что повторно документ будет вынесет на заседание Кабмина уже в ближайшее время, чтобы проголосовать его в Верховной Раде.

Бизнес-взносы

От банков правительство потребует осуществлять приоритетное кредитование предприятий, которые получат государственный оборонный заказ, и финансировать решение мобилизационных задач. Также финучреждения обязаны будут обеспечить наличностью органы военного управления. Координировать работу банков, допущенных к работе в особый период, призван Национальный банк, который при этом сам определит перечень таких финструктур.На нужды кредитования военно-промышленного комплекса смогут привлекаться средства и небанковских финучреждений. За это последним будут начислены проценты за предоставленные кредиты. Однако в проекте закона не сказано ни о том, каким образом будет рассчитываться стоимость ресурсов, ни о том, какие средства (собственные или клиентские) финучреждений будут привлечены государством. Также в документе сказано, что в день оглашения решения о мобилизации или с момента введения военного положения небанковским финансовым организациям запрещается перечисление средств за границу.

Народная помощь

Бизнес будет не единственным источником финансирования потребностей государства. Помимо добровольных пожертвований, покупки государственных ценных бумаг и лотерей, население обяжут поделится с державой и частью своих депозитов. «В случае введения военного положения и наложения моратория на выплату банковских депозитов средства клиентов, которые находятся на вкладных (депозитных) счетах в банках и средства небанковских финучреждений, которые принадлежат гражданам, могут привлекаться для удовлетворения потребностей государства путем зачисления их части в госбюджет», — говорится в документе. Какой будет эта часть, законопроект не регламентирует — она будет устанавливаться непосредственно правительством. Впрочем, принудительное отчуждение не будет бесплатной экспроприацией частной собственности — держава планирует оформить это в качестве госдолга в виде государственных ценных бумаг. Согласно данным Национального банка, на 1 марта 2014 г. средства физических лиц в банковской системе составляли 441,5 млрд грн. Такая же схема будет использована правительством и для средств фондов обязательного государственного социального и пенсионного страхования.

Государственный вектор

Финансовыми ресурсами для государства в «особое время», кроме классических источников доходов в виде бюджетов всех уровней, займов и кредитов, будут собственные средства финучреждений и золотовалютный резерв Украины. Государство, в свою очередь, оставляет за собой право тотальной экономии на содержании бюджетных организаций и прекращения капитальных расходов. Также Кабмин получит право на пересмотр госзаказов на производство товаров и услуг, на сокращение расходов на природоохранные и другие меры «не имеющие решающего значения в организации отпора вооруженной агрессии», говорится в законопроекте. Все финансовые ресурсы, сконцентрированные правительством, будут направляться на потребности Вооруженных сил.

Чтобы обеспечить рост поступлений в госбюджет, правительство в одностороннем порядке может увеличивать ставки налогов и сборов, а также отменять налоговые льготы. При этом зачисление всех общегосударственных налогов и сборов будет проводиться напрямую в госбюджет. Кабмин также получит право приостанавливать обслуживание обязательств по государственному и гарантированному государством долгу.

Юристы признают, что текущую нестандартную ситуацию в Украине необходимо урегулировать соответствующим законодательным актом, однако предостерегают, что подход к такому документу должен быть крайне взвешенным и профессиональным. «Государственная система вообще и финансовая в частности не может работать в нормальном режиме, если в государстве происходит мобилизация. В цивилизованной Европе уже много лет ничего подобного не происходило и соответственно государства просто не готовы к подобным вещам. Россия оккупировала часть нашей территории, но мы не воюем. Соответственно, никакое законодательство ничего подобного не предусматривало», — констатирует старший партнер ЮФ «Ильяшев и Партнеры» Роман Марченко. Вместе с тем, по мнению старшего юриста ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Натальи Доценко-Белоус, законодатели должны очень аккуратно подойти к вопросу определения терминов, критериев и особенно полномочий субъектов, которые вправе вводить то или иное положение. «Цена ошибки, упущения или законодательного пробела в данном случае  — необратимость экономических последствий. Это может привести к коллапсу», — опасается Наталья Доценко-Белоус.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама