Думки

тенденции

Тихая революция

Есть два пути в реформировании бюрократизированной и глухой к нуждам рынка образовательной системы: радикальный — уничтожить старую и строить новую «с нуля» (что на практике, конечно же, трудно реализуемо) — и другой — сделать «прививку развития» стагнирующей системе. Именно второй подход был выбран рабочей группой Згуровского — Квита при подготовке законопроекта «О высшем образовании», принятом на днях парламентом в первом чтении. Эта «прививка» позволит снять изолированность от реального мира и эволюционно воссоздать сильный и здоровый организм — образовательную систему, которая будет не балластом, а драйвером экономического роста и социального развития.

Перечень революционных новаций закона впечатляет. Это реальная автономизация вузов, ликвидация искусственного барьера между наукой и образованием, с одной стороны, и бизнесом — с другой. Со временем университеты превратятся в «учебно-научные» корпорации, имеющие возможность легального сотрудничества с бизнесом. Работодатели, в свою очередь, станут не пассивными статистами, а реальными клиентами образовательной системы, влияющими на стандарты и качество образования. Новый закон существенно повысит роль профессиональных ассоциаций, студенческого самоуправления и интегрирует страну в европейское образовательное пространство.

Другими словами, речь идет о «тихой революции», и не только в образовании, но и в экономике и социальной сфере. Перефразируя Нельсона Манделу, можно утверждать, что образование — самое мощное оружие, которое мы можем использовать, чтобы изменить Украину.

До сих пор у нас существовала сверхцентрализованная система. Минобразования в Киеве решало, сколько нужно специалистов, как и чему их учить, сколько средств необходимо каждому вузу и т. д. Большинство университетов и их ректоров боролись за финансирование из центра и за лояльность министерства, а не за реальное качество и работодателей — реальных заказчиков образовательной системы.

К бизнесу мало кто прислушивался — сколько специалистов ему нужно, по каким учебным программам их учить, кому и как контролировать качество и так далее. Получается, что заказчик кадров не имеет реальной возможности повлиять на их подготовку. Система законсервирована.

Пожалуй, главная проблема высшего образования в Украине — непроницаемая стена, возведенная государством между бизнесом, университетами и наукой. И во многом именно поэтому ни один из украинских университетов не входит даже в топ-300 ведущих вузов мира! А украинское образование, соответственно, рассматривается как социальная дотационная сфера, а не как главное направление инвестирования для экономики и общества.

Когда‑то ректор КПИ Михаил Захарович Згуровский познакомил меня с моделью тройной спирали профессора Стэнфордского университета (США) Генри Ицковица. Суть ее заключается в необходимости спайки между университетами, бизнесом и государством. Эта связь должна стать основой новой модели управления, и ведущую роль в ней следует отдать бизнесу — реальному заказчику системы. А университет, наращивающий коммерциализацию своих исследований, должен превратиться в ускоритель этой тройной спирали. Речь идет о системе, при которой университет вынужден активно заниматься привлечением партнеров, финансирования, проектов, как это не один год делала Киево-Могилянская академия, например. Предпринимательский по духу и научный по содержанию университет — это ключ для будущего развития, создания новых рабочих мест, достижения экономического роста и стабильности. Я рад, что народными депутатами, во многом благодаря активной работе комитета ВР по науке и образованию и его главы — Лилии Михайловны Гриневич, были восприняты эти смелые идеи. Логична система, при которой вузы открыто конкурируют в борьбе за инвестиции, предоставляя взамен качественные кадры. А не та, при которой ректоры борются за увеличение бюджетных дотаций в обмен на дутые отчеты и лояльность.

Речь идет о смене роли государства — с заказчика и диктатора на помощника, координатора и регулятора. Ведь бизнесу в нашей стране, , во всяком случае — пока, трудно что-либо планировать на много лет вперед. Предприниматели часто не видят стратегических направлений развития страны и межотраслевых балансов. Государство, с одной стороны, должно максимально открыть образование для взаимодействия с бизнесом, в том числе международным. Но с другой — оставить за собой жесткую позицию в определении отраслевых приоритетов и точек роста. Мы обязаны сосредоточить усилия на отраслях с высокой добавленной стоимостью, создать фискальные, организационные и другие стимулы для развития бизнеса в сфере информационных технологий, нанотеха, биотеха, робототехники.

Не сомневаюсь, что реформа высшего образования пройдет успешно и станет образцом для реформирования отечественной науки вообще и Академии наук в частности, ведь там схожие и даже более острые проблемы.

Только при таком подходе образование может стать настоящим драйвером технологического прорыва, опережающего экономического развития и социального созидания, которым оно и призвано быть.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама