А пользователи Skype — почти втрое больше. По данным рекламного агентства Admixer (занимается продажей рекламы в Skype в Украине), этим сервисом пользуются около 6 млн украинцев, которые совершают в месяц около 1,4 млн звонков, из них 750 тыс. — за границу.
Если учесть, что средняя протяженность разговора составляет 31 минуту, за три месяца украинцы могут выговаривать около 70 млн минут. Правда, на этих звонках Skype почти ничего не зарабатывают: по данным AdMixer, доля платных звонков незначительна.
В отличие от конкурентов, Skype позволяет совершать звонки бесплатно, если связь осуществляется между абонентами сервиса. Плата взимается лишь за звонки по Skype абонентам обычных телефонных сетей либо с мобильных на стационарные телефоны, напоминает Александр Паращий из Concorde Capital.
К тому же аудитория сервиса за последнее время сильно выросла, потому что интернет-пользователи стремятся зарегистрироваться в сети, где уже находятся многие из их знакомых. «Укртелеком» также воспринимает Skype как угрозу своему бизнесу: в своем годовом отчете он отмечает переход телефонного трафика в Skype и соцсети.
Препятствий Skype чинить не будут
Украинские пользователи осваивают онлайн-телефонию даже быстрее, чем население Земли в целом. По оценкам американской компании PriMetrica, Inc., в 2012 году всемирный объем международного трафика составил 490 млрд минут, лишь 34 % из которых приходится на IP-сервисы.
Взрывной рост интереса к Skype в Украине вызывает у чиновников желание заставить его собственников делиться доходами с другими игроками рынка. Сервис приносит большие деньги, но при этом ничего не платит владельцам телекоммуникационной инфраструктуры, которую использует, ранее заявлял глава Национальной комиссии по вопросам регулирования связи и информатизации Петр Яцук. Однако как рассказал «Капиталу» сотрудник регулятора, пока чиновники не готовы предпринимать какие‑то реальные шаги, чтобы защитить традиционных операторов от сервисов интернет-телефонии.
От конкуренции со стороны провайдеров IP-телефонии страдают также и мобильные операторы. Так, на данях российский оператор мобильной связи «МТС» обратился к регуляторным органам с просьбой обратить внимание на деятельность подобных сервисов. Как считают в компании, эти проекты все чаще конкурируют с операторами, но при этом их деятельность никак не регулируется. Кроме того, они пользуются сетями, которые были созданы самими операторами. Решение «МТС» в этом вопросе также поддерживают два других крупнейших оператора России — «Вымпелком» и «Мегафон». Операторы считают, что Skype и подобные ему компании должны быть определены как участники рынка и, соответственно, получать лицензию.
В то же время, украинский оператор мобильной связи «Киевстар», не видит угроз со стороны интернет-сервисов по типу Skype, Viber и аналогичными им приложениям и не намерен препятствовать их развитию в Украине. «Мы не занимаемся, и не планируем заниматься деградацией трафика таких приложений», — заявила ведущий специалист департамента по корпоративным связям «Киевстар» Ирина Лиличенко. Как добавила руководитель отдела по связям с общественностью «МТС-Украина» Виктория Рубан, в отличии от российских коллег, украинский офис компании не будет обращаться к регулятору с подобными инициативами. «У нас разные рынки. В России у операторов есть 3G-лицензии, которые способствуют популяризации сервисов IP-телефонии в мобильных сетях», — добавила Рубан. В Украине 2G связь не позволяет комфортно пользоваться такими сервисами.