Технології

новый бизнес

Полет нормальный. Украинцы учатся зарабатывать на мини‑беспилотниках

Украинцы учатся зарабатывать на мини‑беспилотниках
Фото: Евгений Мусиенко

В 2008 г. в рамках небольших сообществ моделистов, конструкторов, программистов состоялись первые запуски собранных в Украине летающих платформ (мультикоптеров), с которых производилась фото- и видеосъемка. Сейчас таких энтузиастов только в Киеве около 30.

Бум случился буквально за последние полгода, рассказывает директор киевского филиала компьютерной академии «ШАГ» Иван Довгаль. Выходцы из таких сообществ открывают свои компании и учатся зарабатывать на услугах коммерческих дронов, которые теперь включают в себя не просто съемку с высоты. Это также доставка грузов, составление карт и моделирование поверхности, инспектирование объектов, решения для предприятий агрокомплекса, энергетики, телекоммуникаций, строительного бизнеса. «Сфера применения достаточно широкая и она постоянно растет», — говорит сооснователь компании Drone.ua Валерий Яковенко. Его компания появилась в начале 2014 г. и занимается сборкой мультикоптеров под потребности заказчика. Затем устройство можно либо продать, либо сдать в аренду. Разработку самих платформ Drone.ua не осуществляет. «Но мы думаем над этим», — делится Яковенко.

Заработали на воздушной съемке

Моделистов-любителей, которые превратили свое хобби в стабильный заработок, в Украине пока немного. По оценкам Довгаля, коммерческие мультикоптеры делают пять компаний. В основном они покупают уже готовые детали и дорабатывают под них программное обеспечение. По оценкам эксперта, себестоимость хорошей платформы для профессиональной камеры — это $ 6‑8 тыс., еще $ 3‑4 тыс. стоит подвес, на который крепится камера. Вкупе со всеми наземными станциями сборка устройства обойдется в $ 10‑15 тыс. При этом заработать на продаже одного мультикоптера можно тысячи и десятки тысяч долларов. Его аренда вместе с оператором-пилотом (управляет дистанционно) может обойтись в $ 1 тыс. в день. Конкуренции на этом рынке в Украине практически нет, а готовые устройства, которые продаются в магазинах, рассчитаны на любительскую съемку.

Улетели не туда

Разработка одного изделия не для массового рынка может обойтись и в несколько десятков тысяч долларов, утверждает руководитель компании FlyCamStudio, которая также предоставляет коммерческие дроны, Андрей Палеха. По его словам, представленные сейчас на массовом рынке многочисленные мультикоптеры изготавливаются по принципу максимальной экономии. Поэтому часто они создают проблемы в процессе использовании — например, улетают не туда. «Мы не ставили задачу разработки платформы для массового авиамодельного применения», — объясняет он.

В $10-15 тыс. обойдется сборка мультикоптера вместе со всеми наземными станциями

FlyCamStudio сейчас продает около двух десятков комплексов в год и проводит 50‑60 рабочих смен. «Рынок как таковой только начинает формироваться», — констатирует Яковенко. Хотя Палеха говорит, что не рассматривает съемки с коптером как отдельный бизнес. «Это дополнительная подпитка основного бизнеса», — считает он.

Дроны-курьеры

Уже сейчас о такой «подпитке» думают крупные мировые компании. Так, основатель крупнейшей в мире по обороту среди продающих товары и услуги Amazon — Джефф Безос — заявил в конце прошлого года, что его компания в перспективе ближайших пяти лет сможет использовать беспилотники для доставки заказов. Ожидается, что дроны смогут доставлять заказ со склада потребителю в течение 30 минут с момента покупки на сайте. А уже в этом году об использовании дронов в масштабных проектах заговорило правительство Объединенных Арабских Эмиратов. Оно хочет запустить флот летающих на малых высотах дронов для доставки документов, например паспортов и удостоверений личности, или для обеспечения аварийного обслуживания на месте катастроф.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама