Економіка

торговля

Потери экспорта в страны Таможенного союза все еще опережают рост продаж в ЕС

Потери экспорта в страны Таможенного союза все еще опережают рост продаж в ЕС
Украинские свинки не смогли преодолеть российские барьеры
Фото: Reuters

Активизация торговли с Евросоюзом не смогла за первое полугодие компенсировать Украине потерю рынка Таможенного союза (ТС).

По данным Государственной службы статистики и подсчетам «Капитала», в январе-июне отечественный экспорт в страны ЕС вырос на 13,3 % по сравнению с аналогичными месяцами 2013 г.

В денежном выражении это обеспечило прибавку в $ 1,1 млрд — до $ 9,5 млрд. В то же время объемы поставок в страны ТС сократились в два раза — на 27,4 %, в том числе в Россию — на 23,3 %. Это лишило украинскую экономику экспортной выручки на $ 2,7 млрд, из которых $ 1,9 млрд потерь пришлось на РФ.

Впрочем, некорректно говорить даже о том, что полугодовая односторонняя либерализация торговли с ЕС, стартовавшая 23 апреля, возместила Украине почти половину ущерба, причиненного ей охлаждением отношений с Москвой.

Во многих случаях отрасли, пострадавшие существеннее всего от недоступности рынка Таможенного союза, не являются теми же отраслями, которые смогли снять сливки от европейского преференциального режима.

Ни туда и ни сюда

Основной жертвой торговой войны с Москвой пала продукция животноводства.

Именно по ней РФ нанесла первый удар. В середине июня Россельхознадзор сократил до двух число пунктов пропуска и складов временного хранения для продукции животноводства, поставляемой непосредственно из Украины. Служба объяснила это участившимися случаями выявления недопустимого уровня концентрации антибиотиков, прежде всего в молочной продукции, а также стремлением противодействовать контрабандному ввозу мясной продукции. Затем с 30 июня Россельхознадзор начал требовать дополнительные документы для ввоза из Украины продукции, содержащей сырье животного происхождения.

А с 4 июля Роспотребнадзор ввел запрет на поставку молока и молочной продукции, произведенной на семи предприятиях «Милкиленд-Украина», в дополнение к аналогичному эмбарго на импорт продукции ряда предприятий «Молочный альянс» и «Альмира», действующему с апреля. Как результат, за первое полугодие экспорт мяса и съедобных субпродуктов упал на 65,4 %, а молока, молочных продуктов, яиц и меда — на 28,3 %. Это привело к потерям в $ 48,9 млн и $ 44,9 млн соответственно.

на 13,3 % вырос в январе-июне отечественный экспорт в страны ЕС по сравнению с аналогичным периодом 2013 г.

Между тем переориентировать свои внешние поставки на европейские рынки производители продукции животноводства также не смогли. Украинские производители всего поставили мяса и субпродуктов в ЕС на $ 8,9 млн. Единственные страны, которые резко увеличили закупку украинского мяса и субпродуктов, — Нидерланды и Германия. Экспорт этих товаров в первую страну взлетел с $ 3,2 тыс. до $ 8 млн, во вторую — с $ 3,9 тыс. до $ 357,7 тыс. При этом освоенность квот на ввоз по лицензиям продукции животноводства, в частности говядины и свинины, практически стремится к нулю.

Аналогичная ситуация и с молоком, молочной продукцией, яйцами и медом. Даже весь экспорт этих товаров в ЕС за полгода ($ 22,8 млн) не покрывает потери производителей в ТС. Причем для этой категории продукции статистику спасли производители меда, которые активно наращивали продажи в Италии и Испании и за первые три месяца действия торговых преференций выбрали годовую квоту на беспошлинный ввоз в ЕС в размере 5 тыс. т — на 65 %. Правда, вскоре ситуация может пойти на поправку. По словам гендиректора Украинского клуба аграрного бизнеса Владимира Лапы, переориентации украинских аграриев-животноводов на европейские рынки мешает отсутствие двух законов. Первый — об обеспечении безопасности и качества продуктов питания, который был принят в июле и сейчас ожидает подписи президента. Он гармонизирует украинские стандарты в этой сфере с европейскими, предусматривает создание единого контролирующего органа в сфере безопасности пищевых продуктов и внедряет европейские принципы регулирования ГМО. Второй — об идентификации и регистрации животных — ожидает второго чтения в парламенте.

Затем с 28 сентября по 2 октября украинские животноводческие предприятия проинспектирует миссия специалистов Генерального директората Еврокомиссии САНКО. Утверждение обоих законов и благоприятные итоги миссии позволят украинским производителям начать движение на Запад.

Удар по промышленности

Туго пришлось производителям железнодорожных локомотивов. Их экспорт в РФ упал на 57,1 %, став причиной потерь в размере $ 570 млн — крупнейших среди всех отраслей. Формально никаких ограничений на их поставки в России уже нет. Москва вводила их сначала летом 2013 г., когда в июле Федеральная таможенная служба РФ усилила контроль грузов, ввозимых более чем 40 украинскими компаниями. Среди последних оказались производители железнодорожных локомотивов и подвижного состава «Днепровагонмаш», предприятия Группы «Азовмаш», Стахановский вагонзавод и производитель вагонного литья Кременчугский сталелитейный завод.

Во второй раз Москва нанесла удар по машиностроению в сентябре-октябре, когда российское федеральное бюджетное учреждение «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте» приостановило импорт вагонов четырех заводов, на которые приходится 80 % украинского производства — Крюковского вагоностроительного завода, «Азовмаша», «Днепровагонмаша» и Стахановского вагоностроительного завода. Официально эти ограничения были отменены, однако на практике поставки этих украинских компаний в РФ обвалились.

Перенаправить поставки локомотивов в ЕС отечественные производители так и не смогли. За полгода европейцы купили украинских локомотивов всего на $ 47,7 млн, что не компенсировало и десятую часть полугодовых потерь в России. Прежде чем возместить убытки и выйти на европейский рынок, помимо сотрудничающей уже Прибалтики, вагоностроители должны сначала провести дорогостоящее переоборудование и перейти на новые стандарты производства.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама