Бізнес

потери

Цены на руду падают. Рентабельность ее добычи в Украине уже приблизилась к нулю

Заработки украинских рудокопов приближаются к нулю на фоне падения мировых цен
Какой смысл добывать руду, если продавать ее сегодня можно лишь по себестоимости
Фото: Source

Спотовые цены на железную руду с содержанием железа 62 % с доставкой в китайский Qingdao снизились до $ 87,4 за тонну, сообщает Metal Bulletin. Это минимальная стоимость железорудного сырья (ЖРС) с октября 2009 г., отметило издание.

Причины спада

Аналитики объясняют падение цен на железорудное сырье уменьшением закупок металлопродукции Китаем. Дескать, рынок недвижимости там замер, а значит, и строительство, которое обеспечивалось металлопродукцией строительного сортамента, сократило объемы. Китайские трейдеры покидают торговые площадки в связи с замедлением роста в этом секторе. Низкий спрос на недвижимость и соответственно металлопродукцию тянет стоимость ЖРС вниз, объясняют эксперты.

В то же время сырьевые компании не собираются сокращать поставки руды, чем обеспечивают профицит продукции на рынке. Например, Австралия за три последних месяца нарастила выпуск руды на 32 млн т. Не отстает от нее и Бразилия. Это побуждает аналитиков говорить о том, что нынешние цены еще не достигли дна.

Ситуация настолько плоха, что власти Австралии (является глобальным поставщиком руды на мировом рынке) решили отменить налог на сверхприбыли горнорудных компаний, сообщает агентство Reuters. Он был введен 1 июля 2012 г. Благодаря этому добывающие предприятия сэкономят свыше $ 9 млрд, посчитали в австралийском правительстве.

Дальше — меньше

Игроки и эксперты не ожидают улучшения в ближайшей перспективе. «Ситуация с перепроизводством только ухудшится в течение следующих нескольких лет», — уверен аналитик исследовательской компании CLSA Ltd., Ян Ропен. По его мнению, спад на рынке недвижимости КНР вряд ли будет способствовать увеличению спроса в следующем году. Из-за наращивания поставок австралийского и бразильского сырья цены на железную руду во втором полугодии 2015 г. снизятся до $ 75 за тонну, считает Ропен, а средние цены за год не превысят этот уровень.

Такие прогнозы отнюдь не добавляют оптимизма отечественным добытчикам железной руды. Если верить, что в 2015 г. стоимость сырья не превысит в среднем $ 80 за тонну на мировом рынке, сокращение их выручки может достигнуть $ 900 млн, рассказал «Капиталу» аналитик компании Eavex Capital Иван Дзвинка.

Горнодобывающие компании Украины уже теряют миллионы долларов из‑за падения средних бенчмаркинговых цен на руду с $ 135 за тонну в январе-июле 2013 г. до $ 109 в тот же период текущего года, говорит Дзвинка. «За семь месяцев 2014 г. экспортные продажи рудных компаний сократились примерно на $ 0,5 млрд», — отмечает эксперт. Дальнейшие потери в большей степени коснутся основных экспортеров рудной продукции — группы «Метинвест» Рината Ахметова и компании Ferrexpo Константина Жеваго. Их доля в общей структуре поставок руды на внешние рынки достигла 80 %.

Слишком маленькие

Повлиять каким‑либо образом на падение мирового рынка ЖРС отечественные производители никак не могут и не будут, считают опрошенные «Капиталом» аналитики. Во-первых, потому что Украина — слишком мизерный игрок в этом сегменте. В 2013 г. объем мирового экспорта рудной продукции превысил 1,3 млрд т, говорит специалист ГП «Укрпромвнешэкспертиза» Дмитрий Желтяков. Общий объем экспорта ЖРС из Украины не превысил, по его оценкам, 40 млн т, что позволило нашей стране обеспечить в прошлом году лишь около 3 % мировых поставок.

Рост / спад

Во-вторых, продажа руды — тот вид бизнеса, который приносил хорошие доходы в том случае, если реализация металлопродукции не оправдывала надежд металлургов. Поэтому сокращать поставки руды на экспорт меткомпании не будут даже при таком серьезном снижении цен на нее, полагают эксперты. Тем более что в августе в связи с военными действиями на Донбассе производство стали уменьшилось на 40 % по сравнению с августом 2013 г. Следовательно, спрос со стороны отечественных меткомбинатов на руду снизился. «В то же время выпуск неагломерированной руды в августе сократился лишь на 4 % к августу 2013 г. В большей степени это произошло благодаря наращиванию экспорта», — отмечает Дзвинка. За семь месяцев 2014 г. компании экспортировали 22 млн т железорудной продукции, что практически равносильно объемам в прошлом году за этот же период.

на $900 млн упадет выручка экспортеров железорудного концентрата в 2015 г.

Иными словами, с остановкой Енакиевского и Алчевского меткомбинатов в прошлом месяце ключевые предприятия горнодобывающей отрасли — Северный ГОК, Центральный ГОК, Ингулецкий ГОК — перенаправили на экспорт часть объемов, которые не смогли продать на внутреннем рынке, пояснил аналитик инвестиционной компании Concorde Capital Роман Тополюк. «Так как конкуренция на мировом рынке ужесточается, полностью заменить потерю внутреннего рынка будет сложно. Объемы экспорта будут расти до определенного предела, а заработки компаний — падать», — прогнозирует он. Интересно, что добывающие компании в Донецкой и Луганской областях загружены минимально, а ГОК в Днепропетровской и Полтавской областях продолжают работать на полную мощность, добавил Желтяков. Именно они и будут обеспечивать рост поставок руды за рубеж.

Около нуля

Себестоимость производства железорудного концентрата в Украине Роман Тополюк оценивает на уровне $ 30‑35 за тонну, окатышей — $ 45 за тонну. «С учетом расходов на доставку железной дорогой и морским транспортом, при текущей цене на концентрат в Китае на уровне около $ 83 за тонну, рентабельность экспорта концентрата из Украины приближается к нулю», — констатирует эксперт. Высокая премия за окатыши удерживает цены на эту продукцию на уровне $ 123 за тонну. Это, по его словам, еще позволяет экспортерам зарабатывать около $ 20 на тонне этой продукции. Но это минимум в два раза меньше, чем в прошлом году. «Скорее всего, маржа будет сокращаться и дальше в ближайшие годы», — делает неутешительный для рудокопов прогноз Роман Тополюк.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама