Технології

преграды

Темная сторона краудфандинга ставит преграды на пути изобретателей и их доноров

Успешная кампания по привлечению средств — это не всегда гарантия выхода продукта. Такую гарантию не дают и краудфандинговые платформы, такие как Kickstarter или Indiegogo. Подписывая пользовательское соглашение, создатель проекта сам берет на себя ответственность за обещания перед бэкерами. А сайт только ставит его в известность.

Если доноры проекта не получили обещанный продукт, они разве что могут обратиться в суд.

Неуловимые изобретатели

Онлайн-краудфандинг существует уже более 10 лет и за это время пользователей дурачили не раз. Например, остались ни с чем бэкеры настольной игры The Doom That Came to Atlantic City. Ее «изобретатель» впустую потратил $ 123 тыс., собранные на Kickstarter. Но первый иск, связанный с краудфандингом, был подан только весной текущего года в Вашингтоне. Ответчиком выступил Эд Нэш и его компания Altius Management, которая в 2012 г. пообещала выпустить колоду игральных карт с уникальными иллюстрациями сербского художника. Проект привлек более $ 25 тыс. от 810 доноров на Kickstarter, но и спустя почти два года обещания не были выполнены.

Венчурный партнер фонда TA Venture Игорь Семенов вспоминает также историю скандального стартапа Ritot, который привлек больше $ 1 млн на площадке Indiegogo. «В результате большинство людей, которые пожертвовали деньги на проект, пришли к выводу, что данный продукт невозможно реализовать и кампания была просто обманом», — рассказывает он. Впрочем, организаторы кампании отстаивают свою правоту, и как только придет время первых поставок продукта — станет ясно, действительно ли это обман или нет. «Это опять‑таки пример того, что необходимо законодательно защитить права тех людей, которые финансово поддерживают проект», — добавляет он.

Задача усложняется

Сбор средств через интернет в Украине усложнен отсутствием в стране соответствующего законодательства. Игорь Семенов напоминает, что краудфандинговые проекты облагаются налогом на общих условиях, поэтому может возникнуть проблема двойного налогообложения: сначала налоги платит платформа за полученные средства, а потом еще раз оплачивает налоги инициатор кампании. С другой стороны, полная свобода в данной сфере может стать лазейкой для вывода некоторыми компаниями денег на территорию Украины без оплаты налогов или с минимальными потерями. Семенов добавляет: проблемы есть не только с тем, чтобы законодательно урегулировать вопрос украинских краудфандинговых платформ, но и с тем, как украинским стартапам легально получить деньги, собранные на зарубежных краудфандинговых платформах (например Kickstarter или Indiegogo).

Директор бюро разработки продуктов ARTKB, которое консультирует украинские проекты и помогает им выходить на Kickstarter, Александр Нестеренко особой проблемы в  украинских законах не видит. «Kickstarter — это не краудфандинг, а площадка для сбора пред­оплат. Наше законодательство запрещает собирать предоплаты? Нет. Просто надо называть вещи своими именами», — убежден он.

Работа на имидж

За последний год несколько украинских команд смогли привлечь значительные средства с помощью краудфандинговых сайтов. Это, к примеру, стартапы LaMetric (поднял $ 370 тыс.) и Lunecase ($ 156 тыс.). Об экономическом эффекте таких проектов для страны пока говорить не приходится: производство зачастую находится в Китае, а поставки осуществляются и в другие страны. «Вклада в экономику Украины почти никакого, но зато такие проекты популяризируют нашу страну во всем мире и способствуют развитию стартап-экосистемы», — говорит Игорь Семенов.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама