Інтереси

арт-рынок

Коллекционеры скупают африканское и азиатское искусство

Коллекционеры скупают африканское и азиатское искусство
Фото: Fotobank.ua

Западный арт-рынок переживает в этом году настоящий бум. По данным международного аналитического портала Artprice, объем продаж только современного искусства в этом году уже вырос до $ 1,5 млрд, что на 33 % больше, чем в прошлом году. При этом цены за западных и китайских современных авторов растут так стремительно, что коллекционеры все чаще смотрят по сторонам в поисках не такой дорогой, но качественной альтернативы. Чаще всего в последнее время их внимание привлекают художники из Африки, а также Филиппин, Индонезии, Сингапура, Таиланда и других азиатских стран. Местные арт-рынки стремительно развиваются, а цены еще не достигли заоблачных высот.

Африканский бум

Интерес к африканскому искусству в Европе постоянно растет. В 2013 году главную награду на Венецианской биеннале получил ангольский художник Эдсон Чагас. В этом году на крупнейшей в Европе арт-ярмарке Арт-Базель влиятельный куратор Ханс Ульрих Обрист представил проект «14 комнат», в котором участвовал художник родом из Нигерии Отобонг Нканга. А с прошлого года в Лондоне проходит специализированная арт-ярмарка «1:54», посвященная исключительно африканскому искусству. В прошлом году в ней участвовало 15 галерей, шесть из которых приехали из Африки. В этом году ярмарка прошла 16‑19 октября, и в ней участвовали уже 27 галерей, африканских из них — 11. Количество представленных художников выросло с восьми десятков до сотни с лишним. Среди них уже известные авторы, такие как Ромуальд Хазуме из Бенина и Эрнест Манкоба из ЮАР, а также восходящие звезды Педжу Алатизе из Нигерии, Сэмми Баложи из Конго и Аджани Окпу-Эгбе из Камеруна.

О современном африканском искусстве на международном арт-рынке впервые заговорили всерьез в 2007 году. Тогда в Лондоне аукционный дом Bonham’s провел первые торги, посвященные южноафриканским художникам. Затем с 2009 года аукцион Africa Now превратился на Bonham’s в регулярное мероприятие, проводимое один-два раза в году. В прошлом году на африканском искусстве аукционный дом заработал $ 1,6 млн, установив на торгах в марте ценовой рекорд: картина «Китаянка» жившего в ЮАР художника Владимира Третчикова была продана за 982 тыс. фунтов. Правда, этот рекорд почти сразу побила работа классика мирового видеоарта Уильяма Кентриджа из ЮАР. Его инсталляция «Шествие» ушла за $ 1,5 млн на нью-йоркских торгах Sotheby’s.

«Интерес к современному африканскому искусству увеличивается, особенно среди западных коллекционеров, — констатирует Жиль Пеппиат, директор отдела африканского искусства в Bonham’s. — Они рассчитывают, что этот рынок станет следующим, где цены станут стремительно расти по той же схеме, которая уже сработала для китайского современного искусства», — объясняет он.

$1,5 млрд составил общий объем продаж современного искусства в этом году

Еще десять лет назад о современных китайских художниках на мировом арт-рынке никто не знал. Сегодня же художник Цзэн Фаньчжи входит в пятерку самых дорогих современных авторов, а продажи китайского контемпорари-арта, по данным Artprice, составляют 40 % от мировых. Чтобы китайский сценарий сработал на африканском рынке, последнему нужен не только международный интерес, но и внутренний разогрев. И он уже начался. Быстрее всего арт-рынок растет в Нигерии: в стране, являющейся крупнейшим в Африке нефтедобытчиком, появляются коллекционеры современного искусства. Большинство африканских художников также родом из этой страны. В результате в прошлом году нигерийский арт-рынок вырос на 21,8 %. Второй центр — крупнейший город ЮАР Йоханнесбург. Здесь не только базируется несколько десятков галерей, но и с 2008 года проходит арт-ярмарка Joburg. Если в предыдущие годы искусство коллекционировали в основном белые граждане ЮАР, которые при этом интересовались пре­имущественно художниками-соотечественниками, то в этом году, отмечает директор Joburg Art Fair Росс Дуглас, начал формироваться общеафриканский рынок. Покупатели приезжают из Зимбабве, Заира и Ганы и обращают внимание на авторов со всего континента.

Дорогая Азия

Китайский сценарий работает также в Тайване, Син­гапуре, Южной Корее и Фили­­ппи­­­нах. Сейчас по объему продаж со­­вре­­менного искусства Тайвань занимает шестое место в мире (€ 9,9 млн), Сингапур — седьмое (€ 5 млн), Южная Корея — девятое (€ 4,8 млн). Филиппины лишь на 20‑м, зато местный художник Рональд Вентура — единственный представитель этих стран, вошедший в сотню самых дорогостоящих современных авторов по итогам продаж за прошедший год. Его пример, как и пример его родины, — весьма показателен.

Филиппины удачно воспользовались соседством с Китаем, Тайванем и Сингапуром. Местный арт-рынок начал развиваться за счет продаж работ художников на аукционах именно в этих странах, а затем уже цены стали расти и на торгах двух местных аукционных домов — Leon Gallery и Salcedo. К примеру, первая удачная продажа Вентуры произошла на торгах Christie’s в Гонконге. Его работа «Транспортер» ушла за € 24,4 тыс., после чего на родине его произведения тут же подскочили в цене с € 3 тыс. до € 15 тыс. За прошедший финансовый год аукционные продажи принесли художнику € 3 млн.

Успех Вентуры способствовал появлению нового поколения филиппинских художников. А оживление на местном рынке привлекло международный интерес. В прошлом году в нью-йоркском Музее Гуггенхайма прошла масштабная выставка филиппинских художников «No Country: Современное искусство Южной и Юго-Восточной Азии», после которой несколько работ остались в коллекции музея. Теперь филиппинские авторы стабильно дорожают на аукционах в Гонконге и Сингапуре, а внутри страны арт-рынок становится все активнее. В прошлом году в Макати впервые состоялась арт-ярмарка Art Fair Philippines, в которой участвовало более двух десятков местных галерей.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама