Бізнес

конфликт

Почему «Борисполь» не идет на уступки авиакомпании Ryanair

29814
Почему «Борисполь» не идет на уступки авиакомпании Ryanair

Международный аэропорт «Борисполь» направил европейской авиакомпании Ryanair, которая планирует начать полеты из Украины уже в сентябре, подписанный вариант договора о сотрудничестве. Ожидается, что уже на следующей неделе соглашение может быть окончательно подписано. Но поставил ли Ryanair свою подпись на договоре пока неизвестно, поскольку в предложенный украинской стороной вариант документа не предусматривает все запрашиваемые ранее авиакомпанией условия для начала полетов. Камнем преткновения может стать отсутствие скидки на аэропортовый сбор для рейса Киев-Лондон, который, по оценкам экспертов, является для лоукостера ключевым.

Выбить скидку

Переговоры между самым крупным аэропортом Украины «Борисполем» и ведущим лоукостером Европы Ryanair выходят на финишную прямую. Вчера, 5 июля, генеральный директора аэропорта «Борисполь» Павел Рябикин сообщил, что поставил свою подпись на договоре с европейским лоукостером Ryanair и отправил его в главный офис авиакомпании.

«Договор согласован всеми службами аэропорта, и, что очень важно, внешними аудиторами, которые визируют все исходящие финансовые документы и договоры. Хочу отметить, что переговоры между авиакомпанией и аэропортом это всегда процесс достижения компромисса на основе взаимного экономического интереса, и чем меньше при этом политики, тем легче такой компромисс найти», — заявил Рябикин.

Если договор будет подписан второй стороной, то с сентября Ryanair начнет полеты из Украины. Министр инфраструктуры Владимир Омелян 27 июня заверил, что заключение соглашения между украинским аэропортом и европейским перевозчиком планируется в течение двух недель. Это значит, что договор «Борисполя» с Ryanair должен быть подписан ориентировочно к среде, 12 июля.

Напомним, что о начале полетов Ryanair из «Борисполя» Мининфраструктуры заявило еще в марте. Для того, чтобы это произошло, украинские чиновники более четырех месяцев работали над изменением нормативно-правовых актов под требования авиакомпании-лоукостера.

Условия, на которых Ryanair готов сотрудничать со столичным аэропортом, закреплены в письме о намерениях между Владимиром Омеляном и коммерческим директором авиакомпании Ryanair Дэвид О’Брайен. Основное требование авиакомпании заключалось в том, что сумма всех сборов, которые будет платить Ryanair в «Борисполе» должна составлять 7,5 долларов с каждого пассажира. До этого времени все авиакомпании, летающие из «Борисполя», платили аэропортовый сбор с каждого пассажира в размере 17 долларов.

Выполнение договоренностей с Ryanair позволило Мининфраструктуры добиться снижение ставки сбора для всех участников рынка. Ведомство сделало это в два этапа. В частности, приказом Мининфраструктуры ставки были снижены с 17 до 13 долларов, а затем «Борисполь» предоставил Ryanair скидку в 80%, после чего сбор составил 7,5 долларов с каждого пассажира.

Для того, чтобы европейский перевозчик получил такой дисконт, «Борисполь» разработал специальную программу, которая позволит получить аналогичные скидки и другим авиакомпаниям. Право на скидку у них возникает, если перевозчики начали выполнять полеты по новым маршрутам, а также получить дисконт можно за перевозку большого количества пассажиров, в том числе, осуществляя старые рейсы. В результате, «Борисполь» смог выйти на требуемую Ryanair сумму сбора в 7,5 долларов для полетов по трем из четырех маршрутов. В частности, скидки будут предоставлены для полетов в Эйндховен (Нидерланды), Манчестер (Великобритания) и в Скавсту (второй аэропорт Стокгольма, Швеция). Но «Борисполь» отказался предоставить авиакомпании скидку на рейс Киев-Лондон (аэропорт Stansted).

«На направление Киев-Лондон скидка в 80% не предоставляется, поскольку это направление для аэропорта Борисполь новым не является», — заявил Павел Рябикин.

Действительно, сейчас из «Борисполя» в Лондон осуществляются рейсы, но в другие местные аэропорты — Гатвик («Международные авиалинии Украины») и Хитроу (British Airways). Таким образом, по мнению эксперта авиарынка Андрея Ярмака, рынок на этом направлении сформирован, а действующие на маршруте перевозчики не должны получать дополнительных преференций, кроме скидок за общие объемы перевозок в аэропорту Борисполь.

«Программа мотивации перевозчиков от аэропорта „Борисполь“ создана как маркетинговый инструмент для развития маршрутной сети перевозчиков, — отмечает Андрей Ярмак. — Потому вполне логичным выглядит отказ руководства „Борисполя“ от предоставления скидок для Ryanair по этому направлению, поскольку это нарушит логику самой программы мотивации, предоставив преференцию только одному перевозчику, и приведет к перетягиванию пассажиропотока у других компаний за счет демпинга Ryanair на этом направлении».

В аэропорту «Борисполь» поясняют, что новым маршрутом может считаться тот, где фигурирует аэропорт, в радиусе 100 км которого нет другого аэропорта, куда уже летают из «Борисполя» авиакомпании. В таком случае маршрут Киев-Лондон (аэропорт Stansted) не считается новым, и Ryanair не может рассчитывать на скидку.

Важный рейс

Проблема, которая может возникнуть при подписании договора европейским лоукостером, может возникнуть как раз из-за того, что Ryanair намерен начать полеты из «Борисполя» по маршруту Лондон (аэропорт «Станстед») — Киев. Первый рейс запланирован на 6 сентября, то есть ровно через два месяца.

Источники издания на авиационном рынке уточнили, что для Ryanair принципиально важно выходить в Украину, имея в своем портфеле направлений рейс между столицами Украины и Великобритании. Без возможности полетов по данному маршруту, авиакомпания могла отказаться от полетов в «Борисполь» вообще.

«Наибольшей коммерческой привлекательностью обладает именно направление в Лондон, поскольку на нем существует постоянный платежеспособный спрос, сформирован рынок и есть потенциал для дальнейшего развития при активизации деловой, образовательной и туристической активности в Украине, — объясняет заинтересованность в лондонском направлении Андрей Ярмак. — Манчестер — абсолютно новое направление для украинского рынка, пассажиропоток не сформирован, а его потенциал основан на расчетах. Эйндховен — несет такие же риски, более того, разрешение на полеты по этому направлению до сих пор не согласованы на уровне авиационных властей Украины и Нидерландов. Стокгольм — интересное и перспективное направление из Украины, на котором также сегодня отсутствует большой сформировавшийся пассажиропоток».

Поэтому, по словам Андрея Ярмака, именно направление в Лондон на начальных этапах развития лоукостером маршрутной сети, должно обеспечивать стабильный уровень дохода для Ryanair и плацдарм для дальнейшего развития.

«Не предоставив скидки для направления Лондон, аэропорт „Борисполь“ снижает коммерческую привлекательность этого направления и всей программы выполнения рейсов из Украины для Ryanair, что в итоге может привести к полному пересмотру программы полетов», — предполагает Андрей Ярмак. Вместе с тем, партнер юрфирмы «Анте», специалист по авиационному праву Андрей Гук считает, что в конечном итоге, «Борисполь» и Ryanair подпишут договор.

«Во-первых, Ryanair уже продал немало билетов. Во-вторых, для Ryanair выход в Украину — это тоже не только экономика, но и некая политика необходимости присутствия в регионе, когда основные рынки уже заняты», — объясняет он.

В компании Ryanair прояснить ситуацию с подписанием договора отказались, указав, что «не комментируют слухи или спекуляции». По данным издания, на следующей неделе запланирована пресс-конференция, где планируется назвать детали переговоров аэропорта «Борисполь» с Ryanair.

Источник: РБК-Украина
Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама