Відпочинок

концерты

Софиты на Софи

Софиты на Софи

Камерная певица Sophie Villy впервые выступает в большом зале — с новым альбомом «Dress», который открывается ее знаменитой песней «Position»

После американского и украинского туров позапрошлого и прошлого года, посвященных выходу дебютного альбома Софи «Mother Fish», мы уже морально приготовились красиво проводить ее в США и издалека гордиться тем, что еще одна звездочка клубной, джазовой и этносцены будет помнить о том, как несколько лет побыла киевлянкой. В Штатах Софи выступала во Флориде — организаторы гигантской арт-ярмарки Fall Arts Festival нашли ее через Facebook и пригласили в хедлайнеры; в Нью-Йорке — сначала в клубе Sidewalk, практикующем открытый микрофон (где начинал Beck), потом на сцене клуба The Bitter End, ставшего в свое время стартовым для Патти Смит, Боба Дилана и Нила Янга; в Лос-Анджелесе — с гитаристом Тома Уэйтса Омаром Торрезом, который списался с Софи, разучил ее песни и присоединился к туру.

Надо учесть, что Софи принципиально вне коммерции. У нее тихое упорство человека, настойчиво произносящего искренние вещи. И пока сверстницы 23‑летней музыкантши строят глазки однокурсникам и прикидывают, чем бы заняться во взрослой жизни, она записала на Georgian Film Studios в родном Тбилиси второй альбом и показывает его — вначале все‑таки нам.

Пишет и поет Софи на английском. Она немногословна, вместо баллад у нее точные емкие фразы. И по гитаре своей немолодой она не бьет, а цепляет аккуратно, как и положено обращаться со щипковым инструментом, и на клавишных не шумит, а тщательно подбирает ноты к чему‑то, что называет характером и смыслом.

Там, где у других получились бы вагоны унылого однообразия, Софи «звучит как мир, ее дух — уникальный и всеобщий» (слова Ришара Гальяно). Что другие стали бы кричать, она почти шепчет расслабленным грузинским горлом. Где можно было бы смаковать технику, стилевые ориентиры, жанр, инструментовку, на первом плане оказывается что‑то другое, что невозможно растиражировать. Лучший пример тому — чудесная акустическая «What You Give» на четырех гитарных аккордах, где древние грузинские строки Шота Руставели припевом вплетены в английские фразы-заклинания. «Дело не в аранжировках! — говорит Софи. — Ты можешь просто одну ноту брать и петь под нее, и это будет круто».

Странный это тренд — обособленные селф-мейд девочки, которые в двадцать передумали о столь многом, что как будто знают как жить, и не стыдятся этому учить. То поэтесса Верочка Полозкова, то певица и пианистка Алина Орлова, теперь Софи Вилли. Дело не в том, что они смеют говорить, а в том, что их — слушают. А говорят они о себе.

Софи Вилли — девочка, которую вначале отдали сразу на спорт (прыжки в воду, юниорская золотая медаль в Страсбурге и затем еще несколько) и в музыкалку. Спорт закончился с травмой колена, а фортепиано — ввиду противности заниматься ежедневно по шесть часов. Но папа — а где вы видели грузина, который не поет и не играет хотя бы чуть‑чуть? — помог дочери разобраться с гитарой. В 17 Софи впервые выступила в маленьком клубе в Тбилиси, потом пришлось уехать от войны к маме в Киев. Тут она без воодушевления, но добросовестно отучилась в Университете туризма, экономики и права — всю дорогу с гитарой, с Radiohead, Яном Тирсеном, «Машиной времени» и Estethic Education в плеере. Выступила в клубе «44» на Radiohead and Coldplay кавер-пати, в 2012‑м съездила на российский этнофестиваль «Дикая мята», где Грузию представляли также Asea Sool, Soulmama, Эгари и Нино Катамадзе, и на «Джаз Коктебель», где — всего лишь в дуэте с гитаристом Зурой Дзагнидзе из Штутгарта— неожиданно для всех Софи стала музыкальным откровением. Написала «Position» — негромкую и убедительную песню о том, что гражданская позиция изначально и всегда личная. Эта вещь — первая в альбоме «Dress», куда также вошли «Connected», расхваленная британской The Guardian, и в том же ключе «I Told You» и «Quiet Again», словно подытоживающие полемику, а также еще восемь песен. В концерте вместе с Софи играют ее постоянные коллеги — барабанщик и перкуссионист Дима Зинченко, гитарист Стас Кононов, оба из Украины, и тбилисский басист Леван Микаберидзе.

 

Киев, клуб «Юность»

29 мая, 20:00

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама