Хобби

Сильные впечатления

Лед и парус

Лед и парус
Фото: Дмитрий Вяхирев

Ледяной ветер и замерзший Днепр — хороший повод поднять паруса. Так считает известный украинский яхтсмен Родион Лука, рассказавший о еще одном своем увлечении — буерах, парусниках для гонок на льду, способных разогнаться до скорости автомобиля и лишенных тормозов

Впервые я познакомился с буерами в 13 лет, когда посещал вышгородскую детско-юношескую спортивную школу по парусному спорту. На Киевском водохранилище, где мы тренировались, было несколько снарядов советского производства, и спортсмены постарше гоняли на них с впечатляющей скоростью — гораздо большей, чем может развить яхта. Буер — это легкая платформа с коньками, мачтой и парусом. Поскольку у коньков сила трения при контакте со льдом в разы меньше, чем у корпуса яхты с водой, то и идет буер быстрее, развивая скорость в пять раз выше скорости ветра.

Когда первый раз видишь буер на полном ходу, становится страшновато. При его скольжении слышен специфический звук, чем‑то напоминающий шум летящего в небе самолета. Под коньками лед буквально гудит, а когда встречаются неровности, раздается еще и грохот — коньки подпрыгивают и ударяются об лед.

Помню, подошел ко взрослым спортсменам, и попросил прокатиться. Самому бы мне не дали — даже яхтсмен без подготовки может не справиться. Поэтому в первый раз катался на буере в сопровождении взрослого инструктора. Ощущения были очень необычными: ты несешься со скоростью автомобиля, но не слышишь звука мотора — только гул скольжения по льду и свист ветра. Посадка в буере достаточно жесткая: амортизация полностью отсутствует и ты подпрыгиваешь на каждом бугорке. И еще было очень холодно, что, учитывая скорость и минусовую температуру неудивительно. Поэтому буеристы надевают теплую горнолыжную экипировку, очки и шлем. Очки здесь даже более важны, чем в горных лыжах — при ударах о лед откалываются льдинки. Обычно они проносятся мимо, но риск попадания в глаза спортсмена все же есть.

Поскольку принципы управления буером и яхтой схожи, я довольно быстро освоил этот вид и стал заниматься им в зимнее время. Буерный спорт мне нравится больше, чем, скажем, горные лыжи, потому что тут ты все время тратишь исключительно на езду. Но есть и существенный недостаток. В последнее время погода в Киеве редко подходит для катания. Буер требует ветра, в идеале узлов пятнадцать (1 узел равен 1,852 км / ч. — Ред.) и крепкого ледового покрытия без толстого слоя снега, торосов и трещин. В нашем климате хороший лед (или дорога, как его называют буеристы) держится недолго, приходится ловить момент. Мы с коллегами договариваемся о гонках буквально за пару дней, да и то без полной уверенности, что они произойдут. Именно по этой причине в нашей стране давно не проводятся чемпионаты по буерному спорту. Последний был лет десять назад, да и то после длительного перерыва. Собственно, запланировать гонки на буере заранее очень сложно почти в любой стране. Потому‑то буерный спорт до сих пор не является олимпийским. Еще один минус — небольшое количество снарядов: после развала СССР их серийное производство прекратилось, старые буеры постепенно ветшают и выходят из строя. Сейчас ситуация стала выравниваться благодаря энтузиастам, которые строят и восстанавливают буеры — интерес к этому виду спорта снова растет.

Как владелец «Киевского гоночного яхт-клуба» я принимаю в этом непосредственное участие. Под эгидой клуба мы проводим занятия не только на яхтах, но и на буерах, когда позволяют погодные условия. Наш клуб открытый: прокатиться на буере может любой желающий, но с оговоркой — если желающих много, преимущество отдается членам клуба — людям, которые принимали участие в его деятельности минимум два года.

Сегодня буеры — большая редкость для Киева. Даже у клуба нет своего парка. При необходимости мы берем их у друзей — членов клуба. Как правило, это реставрированные буеры еще советского производства. Одного часа обычно хватает, чтобы покататься успели два-три человека. При желании буер можно и купить, стоит он не так уж и дорого. В Украине их не производят, а за границей новый снаряд можно приобрести за $ 2000‑4000, подержанный — от $ 1500. Правда, если увлечетесь, деньги можно бесконечно тратить на тюнинг, покупая паруса, мачты, балки разной жесткости (все это нужно для того, чтобы лучше подстраиваться под разный ветер) и коньки. Если на дороге чистый лед, крепят острые коньки из стали, если есть слой снега — лучше подойдут слегка притупленные коньки из мягких металлов — латуни или бронзы. Правильно подобранные коньки увеличивают скорость, поэтому у каждого профессионального буериста их несколько видов — минимум пять комплектов. Все коньки отличаются по степени остроты и твердости материала.

Когда с погодой складывается, мы собираемся на Киевском водохранилище или на Днепре в районе Оболони или Осокорков. Обозначаем дистанцию, которая зависит опять‑таки от погоды, и начинаем соревнования на скорость. В буерном спорте, как в бобслее, многое зависит от старта. Чем быстрее ты разгоняешь буер на старте, тем быстрее он потом движется. Дело в том, что на парус действует не истинный ветер (скорость движения воздуха относительно земной поверхности), а так называемый вымпельный — сумма истинного ветра и курсового. А курсовой ветер образуется от движения самого буера. Это и позволяет буеру идти в пять раз быстрее ветра. У яхты тот же принцип движения, но у буера он проявляется намного эффективней.

Управление буером имеет и другие отличия. Из-за большой скорости кажется, что ветер всегда дует навстречу. Поэтому даже опытный яхтсмен может не сразу разобраться с управлением буером. Управляется снаряд поворотом переднего или заднего рулевого конька и паруса. Поворачивать их нужно почти одновременно, не переставая следить за ледовым покрытием и обстановкой в целом. При порывах ветра нужно уметь правильно отпустить парус. Все это требует сноровки и собранности. Зато, как и у яхты, у буеров нет тормозов. Остановка осуществляется поворотом машины прямо против ветра. Тормозные системы здесь использовать опасно, так как они могут привести к сваливанию в штопор — неконтролируемому вращению вокруг своей оси.

Скорость буера во многом зависит от модели. Самая распространенная — одноместный буер класса DN — развивает скорость до 80 км / ч, а двухместный монотип XV разгоняется до 120 км / ч. Кстати, аббревиатура DN означает Detroit News. Именно это издание в 1937 году объявило конкурс на разработку буера, который в сложенном виде умещался бы на верхнем багажнике легкового автомобиля.

Профессиональные спортсмены разгоняли буер и до больших скоростей. Были даже такие, кто ходил на буере при ураганном ветре. Например в начале 1930‑х годов американец Джон Бакстаф разогнал снаряд до 264 км / ч. Он использовал гигантский буер класса А. Сейчас таких не делают, поэтому приблизиться к этому рекорду сегодня маловероятно.

Буеры, кстати, использовали и в военных целях. Во время советско-финской войны 1939−1940 годов существовал буерный разведывательный отряд, который забрасывал диверсантов в тыл противника. С воздуха буеристов засечь было очень сложно: ходили буера тише любой техники, а если их замечали финские разведчики на аэросанях, то все равно не могли угнаться за парусными машинами.

Хотя буерный спорт не опаснее, скажем, горнолыжного, здесь есть специфические риски. Одна из опасностей — полынья на дороге, когда теплое течение подмывает лед. Были случаи, когда буер на полном ходу попадал в полынью и переворачивался. Спортсмены при этом оставались живыми, но пока их извлекали из ледяной воды и доставляли в тепло, успевали основательно продрогнуть.

Пожалуй, самое неприятное — это столкновение двух буеров. Ведь разгоняясь до аналогичных с автомобилями скоростей, защищены они при этом гораздо хуже. Хорошо если спортсмены столкнутся по касательной, а при лобовом столк­новении последствия могут быть самыми печальными. К счастью, на моей памяти трагических случаев не было.

Еще одна опасность может подстерегать буериста, если неправильно подобрать рулевой конек: снаряд теряет сцепление со льдом и сваливается в штопор. При этом центробежная сила может выбросить спортсмена на лед. Если удержитесь — важно не растеряться и как можно скорее вывернуть парус и руль, иначе буер перевернется.

Самый опасный момент в моей практике был связан именно с угрозой переворота. Я был в буере со своей беременной супругой, но все счастливо обошлось. Теперь у нас двое детей и мы понемногу учим их ходить на яхте. А вот для буеров им нужно еще немного подрасти.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
Покупка Продажа
100 долларов 2.863,81 0.0213 2.891,29 0.0058
100 евро 3.487,34 0.0303 3.545,41 -0.0013
10 рублей 4,65 0.0008 5,13 0.0014
Курс обновляется 1 раз в сутки