Авто

история

Гниющие сокровища

Гниющие сокровища

Во Франции не только замки и церкви, но и любая приличная ферма таит секреты, достойные пера Дэна Брауна. На одной такой в прошлом месяце обнаружили забытую коллекцию из 100 раритетных автомобилей.

Подобные находки похожи на сказку. Некий коллекционер за бесценок покупает заброшенное хозяйство и обнаруживает за дверьми с проржавевшими петлями ряды нетронутых раритетов. Но так бывает. Недавно британская чета за бесценок купила в Португалии настолько обширное и заброшенное поместье, что некоторые постройки они удосужились проинспектировать уже только после совершения сделки. В одной из них новые хозяева обнаружили покрытую 40‑летним слоем пыли подборку из 180 автомобилей, в которую входили редчайшие болиды «Формулы-1», каждый из которых стоил как само поместье.

Но буквально три недели тому в Ньоре, на западе Франции, случилась еще более невероятная история. После смерти Жака Байона, сына некогда богатейшего транспортника региона Роже Байона, наследников известили о том, что им теперь принадлежит ферма, расположенная в крохотной деревушке, которую найдешь еще и не на каждой карте региона Пуату. Во флигеле, в сараях, в хозпостройках и просто под навесами фермы оказались рассредоточены более сотни олдтаймеров, многие из которых в среде коллекционеров считались навсегда утерянными. Байон-старший, молодость которого пришлась на межвоенное лихолетье, не просто увлекался автомобилями, он, как и большинство детей той поры, умел делать все из ничего. Начав с переоборудования армейских тягачей и артсистем в грузовики и прицепы, Роже к 40 годам стал владельцем крупнейшей в регионе транспортно-экспедиторской компании. И даже всерьез подумывал о выпуске спорткаров имени себя. Достаточно сказать, что один из его автомобилей — прогулочный родстер а-ля Bugatti Тype 44 — экспонировался на Парижском автосалоне 1950 года. Но R. Baillon Transport отнимал слишком много времени, и от юношеской мечты пришлось отказаться. Не в последнюю очередь потому, что рынок французских автомобилей высшего класса словно прокляли: после 1945 года один за другим обанкротились все гранды, а новые надолго не задерживались. Магнат увидел свое предназначение в другом — сохранить для страны ее великое автомобильное наследие. Ведь вплоть до Второй мировой войны именно французский автопром был законодателем мод. Обстановка к созданию подобного музея, что называется, располагала — как раз к концу 1950‑х европейская промышленность снова встала на ноги и принялась штамповать принципиально новые модели, в одночасье превратив в старье все, что до войны считалось авангардом инженерной мысли. Так что Байон скупал спортивные и представительские автомобили, некогда стоившие как парижские особняки, чуть ли не по цене металлолома.

Но увы, как и в свое время братья Шлюмпф (см. июньский Capital Time — Авто), предприниматель слишком увлекся своим хобби и оказался совершенно не готов к накрывшим Европу топливному кризису и экономическому коллапсу. Не спасла даже распродажа наиболее раритетных моделей — цены на них начали обгонять стоимость современных авто только в начале 1980‑х. И в 1978 году R. Baillon Transport был объявлен банкротом.

Подобную находку можно сравнить с открытием гробницы Тутанхамона, считавшейся до 1922 года выдумкой

А теперь представьте себе трепет коллекционеров, узнавших об автомобилях, вернувшихся из небытия. Ведь считалось, что, пытаясь остаться на плаву, Байон распродал все собрание. Поэтому никто из коллекционеров и их эмиссаров, обследовавших с металлоискателем буквально каждый закоулок Франции, так и не попал на территорию заветной фермы. Хотя обнаружить импровизированную экспозицию было проще простого — большинство автомобилей просто стояло под сколоченными на скорую руку навесами. Климат заболоченного запада Франции — не чета сухой и солнечной Португалии и не способствует сохранению деревянных остовов и кузовов, в лучшем случае обтянутых сыромятной кожей. Еще хуже пришлось кузовам из стальных листов, не знавших антикоррозийных покрытий — раньше, как только появлялись очаги ржавчины, хозяин просто менял кузов на новый. Так что треть собрания в буквальном смысле превратилась в труху и сегодня может разве что помочь составить общую картину пластических ключей довоенной поры.

Нужно отдать должное Роже Байону как коллекционеру — он собирал исключительно престижные, редкие и дорогие экземпляры. Большая часть французских авто на ферме — не просто высшего класса, но и от поставщиков королевских и императорских домов — Delage, Delahaye, Delaunay-Belleville, Hispano-Suiza Panhard-Levassor, Voisin. Это значит, что большинство из них не просто оснащалось уникальными кузовами, но и изготовлялось по индивидуальным заказам. А то и вовсе являлось единственным в своем роде, как Talbot-Lago T26 Cabriolet, принадлежавший королю Египта и Судана Фаруку I.

По заключению экспертов из аукционного дома Artcurial Motorcars, проводивших первичную оценку коллекции, восстановлению поддается порядка 60 экземпляров из собрания Байонов. Причем два самых ценных олдтаймера оказались и вовсе на ходу. Во флигеле, прикрытые связками газет и журналов, бок о бок стояли Maserati A6G 200 Berlinetta Grand Sport Frua 1956 года и Ferrari 250 GT SWB California Spider 1961 года. Предварительный эстимейт одного из трех выпущенных A6G Gran Sport с кузовом Петро Фруа — порядка €1,5 млн. А вот California Spider, пусть и выпущенная в 37 экземплярах, оценивается минимум в €12 млн, поскольку, помимо исторической редкости, обладает и особой биографической ценностью — когда‑то она принадлежала актерам Жерару Блену и Алену Делону и регулярно попадала в объективы папарацци.

Сейчас коллекцию перевозят в Париж для оформления необходимых документов и проведения первичных восстановительных работ, чтобы 6 февраля она смогла предстать перед посетителями Retromobile — самой престижной винтажной выставки. В рамках этого мероприятия Artcurial Motorcars проведет аукцион забытой коллекции.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
Покупка Продажа
100 долларов 2.861,68 0.0685 2.890,71 0.0677
100 евро 3.484,31 0.1762 3.545,54 0.1944
10 рублей 4,64 0.0027 5,12 0.001
Курс обновляется 1 раз в сутки