Отдых

выставки

Одесская биеннале: Самоуправление, Бактерия и Конармия

Одесская биеннале: Самоуправление, Бактерия и Конармия
Раг, Умань

Очнувшаяся от многолетней спячки одесская художественная сцена предлагает зрителям масштабную программу III биеннале современного искусства — с западными звездами, живыми украинскими классиками и интригующими новыми именами.

В среду 28 августа открылась ІІІ Одесская биеннале современного искусства, событие, которое уже давно предвкушала украинская художественная общественность. Кураторы проекта Михаил Рашковецкий и Мирослав Кульчицкий потрудились на славу, в течение года неустанно публикуя на своих фейсбук-страницах интригующие анонсы готовящегося биеннале.

Будоражило и постоянное расширение состава участников — в результате вышло более полусотни художников и арт-групп из 12 стран, среди которых и отечественные мэтры вроде Александра Ройтбурда, Василия Цаголова и Олега Тистола, и весь цвет молодого протестного искусства в лице групп Р. Э. П. и SOSка, и сборная команда одесских художников в звездном составе, и международные авторитеты — Лучезар Бояджиев из Болгарии, Дан Перьйовши из Румынии, Юрий Альберт из Москвы, группа «Что делать?» из Санкт-Петербурга.

Если добавить, что в основной и параллельной программах оказались задействованы практически все экспозиционные площадки и художественные институции города, становится понятно, почему с биеннале связывают надежды на долгожданное восстановление Одессы в правах второй столицы современного искусства Украины.

В последние десятилетия прошлого века Одесса имела все основания носить это гордое звание. Выходцы из здешней художественной среды блистали не только и не столько на локальной киевской, но и на московской сцене («Медицинская герменевтика», Лариса Резун-Звездочетова, Игорь Степин и Светлана Мартынчик, более известные широкой публике под псевдонимом Макс Фрай).

Выставки вроде знаменитой «Свободной зоны» 1994 года своим размахом затмевали все происходящее в то время в других городах Украины. Даже Джордж Сорос, основавший во всех столицах Восточной Европы Центры современного искусства, признал одесскую уникальность, открыв здесь отдельный, независимый от киевского офиса ЦСИ.

К сожалению, первое десятилетие нового тысячелетия выдалось для одесской художественной жизни не столь триумфальным.
Склонность одесситов к странствиям и эмиграциям сыграла с городом плохую шутку — в 2000‑х здешняя художественная сцена заметно поредела и перестала нести свой привычный поток инициатив, событий и новых художников. Так что не стоит удивляться тому, что на громко заявленное биеннале этого года возлагаются большие надежды.

Впрочем, тем, кто рассчитывает дважды войти в одну и ту же реку и окунуться в безумную смесь психоделики, гедонизма и декадентства, определявшую атмосферу одесской художественной жизни конца прошлого века, скорее всего придется разочароваться.

Даже если сравнить названия одесских выставок 90‑х годов («Кабинет доктора Франкенштейна», «Фантом — Опера», «Синдром Кандинского») с заголовком нынешней биеннале — «Самоуправление: культурная эволюция vs революция», становится очевидно, что увлекательная постмодернисткая игра уступает место менее зрелищному и эффектному социально-культурному исследованию.

Об этом говорит и то, какое количество художников, работающих в области социально-критического искусства, приглашено в основной выставочный проект биеннале, который представлен сразу на нескольких площадках — в залах Музея современного искусства Одессы на ул. Белинского и на Французском бульваре и в галерее «Желтые Великаны» в помещении Одесского художественного музея.

Но помимо социально-ангажированных художников кураторы пригласили к участию и их закоренелых идейных оппонентов, «резидента жлоб-арта» Ивана Семесюка и «вольного художника» Олексу Манна, которые представляют в Одессе свой спецпроект «Бактерия» под лозунгом «Насільноє Навязиваніє Чуждой Нам Парадіґми» (выставка проходит в галерее NT-Art на Лидерсовском бульваре).

А в галерее «ХудПромо» представлен другой спецпроект биеннале — «Слабость», в котором авторы из Харькова, Одессы и Киева собираются поставить под сомнение способность художника что‑то реально изменить в окружающей его социальной ситуации.

В параллельной программе биеннале нашли себе место такие разнообразные и даже причудливые проекты, как выставка иллюстраций к «Конармии» Бабеля во Всемирном клубе одесситов, фотовыставка творческого объединения Gruppa и экспозиция молодых одесских художников, опекаемых активной и не слишком разборчивой Slava Frolova Group.

Сложно сказать, сможет ли весь этот пестрый и противоречивый набор экспозиций и авторских высказываний дать какой‑либо вразумительный ответ на вопросы, поставленные кураторами, но то, что одесская художественная жизнь получит неплохую встряску — очевидно.
Стать свидетелем этого процесса можно на протяжении всего месяца — экспозиции ІІІ Одесской биеннале современного искусства будут работать до 30 сентября.

odesa-biennale.org.ua

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
Покупка Продажа
100 долларов 2.861,73 0.069 2.890,74 0.068
100 евро 3.484,31 0.1762 3.545,54 0.1944
10 рублей 4,64 0.0027 5,12 0.001
Курс обновляется 1 раз в сутки