Политика

резонанс

Попался в сети. Главу МинАПК Тараса Кутового в Facebook продвигают боты

2 30372

Будучи замешанными в скандале или оказавшись на грани отставки, украинские чиновники активно апеллируют к общественному мнению. Некоторые пытаются им манипулировать, используя, в том числе, и социальные сети. Не найдя ожидаемой поддержки среди соотечественников, глава МинАПК Тарас Кутовой также выбрал тактику массовой виртуальной защиты, наняв сеть проплаченных ботов.

Социальные сети все более активно претендуют на место, которое ранее занимали традиционные СМИ. Именно на таких площадках как Facebook, Twitter и Вконтакте сейчас зарождаются политические тренды и формируется общественное мнение. Не удивительно, что политики не оставляют попыток влиять на этот процесс. В последнее время практически все обзавелись своими страничками в соцсетях, с помощью которых коммуницируют и с продвинутой частью избирателей, и друг с другом.

«Читает их все же не простой народ, а такие же, как они. Иногда чиновники, высшие руководители даже звонят своим знакомым, друзьям, депутатам ВР, чтобы они убрали тот или иной пост — портят отношения или, наоборот, кто-то кого-то поддержал. Получилась еще одна коммуникация внутри элиты», - рассказал Капиталу политтехнолог Денис Богуш.

По его мнению, такой инструмент как соцсети довольно эффективен, хотя точно его влияние просчитать сложно.

«Среди сотни постов два заметили твои коллеги, три заметил президент, было три звонка — снять пост в Facebook от тех-то и от тех-то… То есть в принципе с помощью SMM можно влиять на чиновников, пусть и не на всех. Особенно эффективно могут повлиять те, у кого очень много подписчиков», - отмечает он.

Тем же политикам, у кого нет раскрученных аккаунтов, или не желающим продвигать определенные месседжи от своего имени, приходится прибегать к помощи профессионалов. Наиболее распространенная тактика в подобных случае – «боты».

Боты – это аккаунты, зачастую, вовсе несуществующих людей, которые нагоняют «лайки» под постами. Они комментируют публикации и переставляют их на свои страницы, создавая иллюзию широкой общественной поддержки определенных лиц или конкретных идей.

В Украину мода на подобный SMM пришла из России и быстро прижилась. Боты Петра Порошенко даже стали заметным фактором внутренней политики, получивший собственное название  - «порохоботы».

Сейчас в стране в данной сфере профессионально работают несколько десятков команд. В итоге украинский сегмент Facebook за последние пару лет превратился в поле битвы «сетевых хомячков». Они ежедневно пишут тысячи постов в пользу тех или иных политиков и их партий, создавая видимость поддержки или, наоборот, гражданского негодования.

Пользуются их услугами не только провластные политики. В частности, известным заказчиком услуг ботов называют Виктора Медведчука. Как уверяют собеседники издания, знакомые с ситуацией на данном «рынке», практически все посты в его поддержку проплачены. Впрочем, его активность специалистами приводится в качестве позитивного примера. Деньги, как правило, платятся реальным лидерам мнений с реальными подписчиками.

Наряду с профессионалами появилось множество фирм, которые предоставляют куда более низкокачественный сервис. На него оказались падкими чиновники новой власти, не привыкшие платить много. Одним из таких примеров дешевого и низкокачественного пиара и стала сетевая активность министра АПК Тараса Кутового.

В последнее время не его работу все больше нареканий. Чиновником недовольны участники рынки, активисты и премьер Гройсман. Кутового открыто обвиняют в то ли неспособности, то ли нежелании навести порядок в работе концерна «Укрспирт» - главного поставщика нелегальной низкокачественной продукции на рынок, а также в отсутствии реальных реформ. В СМИ появилась информации о его возможной отставке.

В подобной ситуации коллеги Кутового по правительству, например глава Минздрава Ульяна Супрун, стараются апеллировать к общественному мнению через известных политиков и активистов. Министр АПК решил пойти более радикальным путем, наняв ботов.

Выявить сеть ботов Тараса Кутового не представляет большого труда. Капитал выборочно проанализировал 6 постов министра в Facebook за последние 3 недели активности на странице. С помощью специального софта были собраны имена и ссылки аккаунтов, которые лайкали эти посты.

Был сформирован список в документе Excel, где с помощью функции «Условное форматирование» - «Создать правило» - «Форматировать только уникальные или повторяющиеся значения» - «Повторяющиеся» – «Выбор цвета заливки» были определены имена аккаунтов, которые лайкали посты несколько раз.  Они выделены красным. Процент повторяющихся аккаунтов составил примерно 80% на 1 пост.

Для сравнения мы взяли страницу в Facebook «Церковь свидетелей покращення», выбрали 3 поста и проделали точно такие же манипуляции. Процент повторяющихся аккаунтов, которые лайкали посты, - 15%.

Т.е. совершенно очевидно, что в случае Кутового работает определенная сеть, задача членов которой которой заключается в том, чтобы создавать визуальную поддержку в соцсетях и ставить лайки постам министра.

Для иллюстрации данного факта можно взять пост некой Уляны Тихомировой, где она перепостила сообщение министра АПК.

Лайки под этим постом принадлежат аккаунтам из сетки поддержки, которые также репостят другие посты Кутового.

https://www.facebook.com/profile.php?id=100009437208341

https://www.facebook.com/profile.php?id=100009802571172

 

https://www.facebook.com/profile.php?id=100008554183869

 

Аналогичная картина с другими постами. Сообщения министра лайкают и репостят одни и те же люди. Причем, как правило, лайкают репосты других пользователей именно аккаунты, на страницах которых уже есть репосты Кутового.

При этом, как выяснил Капитал, самая циничная часть работы SMM–команды, обслуживающей министра, начинается уже после того, как сдаются отчеты о проделанной работе.

Сначала, когда у Тараса Кутового выходит какой-либо пост, бот-аккаунты переставляют его себе на страницы, накручивая таким образом охват аудитории и создавая видимость вовлеченности пользователей. Но затем, спустя 1-2 дня, все эти аккаунты меняют настройки приватности поста с общедоступного на «Только для меня».

Скорее всего, у команды, обслуживающей министра, отсутствует желание обновлять аккаунты и чтобы работа на министра не была так заметна, они скрывают старые репосты сообщений Кутового или вовсе удаляют их из ленты. Такой непрофессиональный SMM приводит к тому, что нажимая на кнопку «Репосты», чтобы посмотреть кто поделился постом, мы не видим ничего или, в лучшем случае, единицы фамилий при десятках репостов.

https://www.facebook.com/KutovyiTaras/photos/a.1621336651524107.1073741828.1617893891868383/1777220485935722/?type=3&theater   

 

https://www.facebook.com/KutovyiTaras/photos/a.1621336651524107.1073741828.1617893891868383/1776636282660809/?type=3

 

https://www.facebook.com/KutovyiTaras/posts/1774091659581938

 

Как реагируют на такую эквилибристику читатели страниц ботов в соцсетях можно только догадываться. Впрочем, не исключено, что реальных пользователей там нет вовсе и вся картина «народной поддержки» существует исключительно в отчетах, которые сдаются министру.

Т.е. в случае Кутового мы видим две стороны одной медали –  с одной стороны позорный факт использования ботов командой министра, позиционирующегося себя как реформатор. С другой, речь идет о жульничестве. Услугу, за которую политик платит деньги, причем, не исключено, деньги налогоплательщиков, он реально не получает.

Пытаясь обмануть общество, министр Кутовой сам стал жертвой мошенников. Собственно, поэтому данная история более чем показательна. Украинцы продолжают обманывать друг друга, в результате же Украина остается самой бедной страной Европы с самым низким уровнем доверия граждан к политикам.

Комментарии (2)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
Эр Жэ 01 февраля 2017, 19:00

По фене "ботает" - в АПК работает ?

2
Володимир Петренко
Володимир Петренко 31 января 2017, 09:28

....а про Омельяна слабо ! ))

0
реклама
реклама