Економіка

перспективы

Государственный бюджет на 2014 г. обещает усилить поддержку животноводов, виноделов и зернотрейдеров

Согласно закону о государственном бюджете, финансирование аграрной отрасли в текущем году сокращено на 2,5 % — до 8,5 млрд грн. Сэкономить чиновники решили преимущественно на теории: меньше денег выделено на подготовку и повышение квалификации специалистов АПК, а также на исследования и работу с государственными целевыми программами. При этом финансирование аппарата Министерства аграрной политики и продовольствия в целом увеличено на 4 % — почти до 4,9 млрд грн.

Из выделенных Минагрополитики 8,5 млрд грн лишь четвертая часть распределена на поддержку агропромышленного комплекса — около 2 млрд грн. Как сообщили «Капиталу» в пресс-службе министерства, финподдержка будет направлена на удешевление кредитов, страховых платежей, развитие животноводства, создание оптовых рынков сельхозпродукции и кооперативов, селекционную работу, а также на дотации и компенсации аграриям.

Остальные средства получат подконтрольные министерству ведомства — Госветфитослужба, Госземагентство, Госрыбагентство и Госсельхозинспекция.

Напомним, госбюджет также продлил аграриям налоговые льготы и освободил от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) при экспорте зерна до 2016 г.

Виноделие и животноводство

На развитие животноводства в 2014 г. предполагается направить 900 млн грн против 650 млн грн, зафиксированных в бюджете прошлого года. Животноводам обещают платить по 250 грн за каждую голову крупного рогатого скота в возрасте 15 месяцев (естественно, по достижении этого возраста). Также гарантируют частичное возмещение стоимости закупленных племенных телок, нетелей и коров молочного, мясного и комбинированного направления производительности (50 % их стоимости, но не более 7000 грн за одно животное). По словам замдиректора департамента животноводства Минагрополитики Елены Альшановой, дотационный механизм позволит нарастить поголовье крупного рогатого скота в 2014 г. на 4‑5 % — до 4,9‑5 млн голов. «Возмещение стоимости закупленных племенных животных повысит производительность стад, в которые они поступают. Как следствие, увеличится валовое поступ­ление молока на переработку», — прогнозирует Альшанова. Кредитные ресурсы аграриев также частично обещают покрывать за госсчет, если заемные деньги были направлены на строительство и реконструкцию животноводческих и птицеводческих ферм и комплексов, приобретение технологического оборудования и механизмов, закупку животных и птицы.

Животноводам, построившим новые фермы, обещают возмещать половину их стоимости, а производителям комбикормов — возвращать 30 % средств, затраченных на строительство комбикормовых заводов. Установки машинного доения также частично будет оплачивать государство — не более 5 тыс. грн за аппарат. «Возмещение стоимости построенных и введенных в действие молочно-товарных ферм, свинокомплексов, птицефабрик и комбикормовых предприятий также обеспечит в текущем году рост валового производства молока на 1,5 %, увеличит объемы реализации на убой свиней и птицы на 3,6 %», — полагает эксперт.

Особое внимание в нынешнем году власти обратили и на винодельческую отрасль. Согласно госбюджету-2014, на поддержку виноградарей, садоводов и хмелеводов выделено 700 млн грн, что в семь раз больше прошлогоднего показателя.

Ощутимый недостаток

Несмотря на щедрые обещания законодателей, в целом аграрии остались недовольны принятым госбюджетом. Да и сам министр агрополитики Николай Присяжнюк признает, что 2 млрд грн для финансовой поддержки агропрома мало и потребность сектора в деньгах в текущем году составляет 7,5 млрд грн.

Прямой поддержки животноводов в 900 млн грн недостаточно, уверен председатель Украинской аграрной ассоциации Владимир Макар. «Налоговая нагрузка на животноводов увеличится за счет уменьшения доли НДС, которую они имеют право оставлять в своем распоряжении, — до 50 % с 60 % при поставке самостоятельно изготовленной продукции. На этом животно­воды потеряют те же 250 млн грн (на такую сумму запланировано увеличение финансирования этого сектора в госбюджете-2014 по сравнению с 2013 г. — «Капитал»)», — говорит он. Такого же мнения придерживается и председатель совета директоров ассоциации «Союз птицеводов Укра­ины» Александр Бакуменко.

Виноделы вообще не верят, что выделенные средства дойдут к ним в полном объеме. «Эта цифра довольно эфемерна. Вряд ли нам достанется хоть малая толика из всего того, о чем говорят», — уверен владелец торговой марки «Колонист» Иван Плачков. Ведь, как объясняет собеседник, необходимо потратить время, чтобы собрать документы, доказывающие право на получение компенсации. «Овчинка выделки не стоит, последние годы мы даже не подаем документы на получение господдержки», — подтвердил винодел. Согласно предварительным оценкам Минагрополитики, поступления от 1,5 %-го сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства составят за 2013 г. более 1 млрд грн, но получателям досталось в прошлом году (по всей видимости, с учетом и позапрошлогодних поступлений) лишь около 250 млн грн.

По подсчетам президента Украинской зерновой ассоциации Владимира Клименко, исходя из прогнозов по урожаю 2014 г., экспортерам нужно будет вернуть НДС на сумму минимум 12 млрд грн. «В бюджете на текущий год таких средств просто нет», — указал он.

Первый заместитель парламентского комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Сергей Лабазюк, помимо недостаточной поддержки аграриев недоволен и низким уровнем компенсации кредитов. «Вызывает возмущение и то, что на компенсации процентов по кредитам, взятым у коммерческих банков, предусмотрено только 200 млн грн. А на сегодняшний день процентные ставки выросли до 20‑25 % и являются самыми высокими в Европе», — подчеркнул он. Программы господдержки, предусмотренные госбюджетом-2013, были реализованы лишь на 10 %, отметил эксперт. «Самое главное в 2014 году — в полной мере реализовать все, что было заложено, — убежден Лабазюк, — поскольку без поддержки отрасль не сможет конкурировать на мировом рынке».

 

Сергей Михайлечко,

директор ассоциации «Виноградари и виноделы Украины»

Мифические гривни

Утвержденный государственный бюджет на 2014 г. содержит четкую формулировку об использовании средств от 1,5 % сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.

В то же время специальный фонд, откуда планируют выделять деньги виноградарям в 2014 г., будет наполняться за счет «остатка средств, источником формирования которых были поступления сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства до 2013 г.». Таким образом, в 2014 г. виноградари не могут рассчитывать на «живые» деньги от текущих платежей, а должны надеяться только на средства, оставшиеся от предыдущих лет. Но в прошлогоднем бюджете на эти цели было выделено 100 млн грн.

Ранее виноградари четко знали, что с первого дня текущего года происходит наполнение фонда, и через некоторое время можно подавать заявки на компенсацию и получать ее, потому что деньги на счету действительно есть (и мы отмечали необходимость внесения изменений в госбюджет, согласно которым расходы на отрасль должны идти непосредственно от сбора в текущем году). Теперь же им предлагают почти мифические гривни.

Согласно приложению 3 госбюджета-2014, расходы на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства из спецфонда составят 700 млн грн. Но увеличение суммы в семь раз действительно никоим образом не изменит критическую ситуацию. Ведь вероятность того, что средства будут выделены, мизерная. Деньги, поступившие от платежей предыдущих лет, зафиксированы на балансе спецсчета, но фактически существуют лишь на бумаге. Государственный бюджет принят с огромным дефицитом (71,56 млн грн в части общего фонда и 8,99 млрд грн — специального фонда). Согласно приложению 2 к закону о бюджете, казначейские счета почти пустые. Откуда же чиновники планируют вычесть 700 млн?

Владимир Лапа,


генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса»

Не только финансирование

Принятая редакция бюджета в части финансирования АПК несколько лучше, чем проект бюджета, который подавался в Верховную Раду. Речь идет о том, что на 600 млн грн — до 700 млн грн — увеличено финансирование программы развития садоводства, виноградарства и овощеводства. Это значительно меньше, чем 1,2‑1,3 млрд грн, которые должен получать этот сектор в соответствии с законодательством (ведь речь идет о специальном фонде государственного бюджета, деньги из которого должны использоваться исключительно на целевые нужды), но все же лучше, чем 100 млн, предусмотренные изначально.

Крупнейшая по объемам помощь, финансируемая за счет НДС предприятий по переработке молока и мяса, как и планировалось, будет направлена на развитие животноводства. Ранее государственная поддержка этой сферы ограничивалась компенсацией стоимости строительства животноводческих комплексов и дотацией за сохранение поголовья в домохозяйствах. Сейчас самое время посмотреть на это по‑новому. Необходимо делать акценты на целевом использовании средств, например, на адаптации отрасли к современным требованиям по качеству и безопасности продукции для выхода на новые рынки или на стимулировании организованного рынка через поддержку кооперативов при условии софинансирования.

Что касается перспектив развития отрасли, то в последние годы они зависят не столько от объемов финансирования, сколько от необходимости коренной дерегуляции предпринимательской среды в этой сфере. Сертификаты качества на зерно, технический осмотр сельхозтехники, индивидуальные согласования на импорт средств защиты растений — это далеко не полный перечень оформляемых документов, которые никому не нужны, но отвлекают значительные временные и финансовые ресурсы аграриев. Система регистрации земель и прав аренды в коллапсе. Условия для развития мелких фермеров и кооперативов, в том числе налоговые, не созданы.

Андрей Дыкун,

президент Ассоциации производителей молока

О смене механизма

В Украине меняется государственная поддержка производителей молока и мяса за счет компенсации НДС. В 2014 г. 50 % НДС переработчиков молока идет на прямую дотацию производителям сырья, а 50 % — в специальный фонд госбюджета, которым распоряжается Кабмин. Украинское государство, к сожалению, отказалась от механизма, который существовал до 2011 г., а он был понятный и ровный.

Предприятия самостоятельно распоряжались накопленным НДС: продал сырье — получил деньги, в том числе и НДС, независимо от размера предприятия, региона, связей и т. п. Новый механизм непрозрачный. Переработчик молока НДС выплачивает в госбюджет, но вот дойдут ли эти деньги из бюджета к крестьянину — большой вопрос. В такой ситуации об увеличении производства молока говорить довольно трудно.

Для эффективной работы отрасли необходимо решить ряд важных проблем. Государство должно стимулировать фермера заниматься производством молока. Для этого должны быть решены вопросы с выделением земли для выращивания грубых кормов. Кроме того, есть потребность в государственной поддержке фермеров в форме кредитования, направленного на строительство и реконструкцию ферм, возмещения кредитных ставок. В Украине стоимость кредитных ресурсов на пополнение оборотных средств 20‑22 %, в то время как в ЕС — 5‑6 %, в США — всего 2‑3 %, а это наши конкуренты на мировых рынках. И в этом направлении государству нужно еще многое сделать.

Кроме того, мы не увидели конкретных программ расходов. Складывается такое впечатление, что все будет происходить в ручном режиме. Поэтому сейчас трудно сказать, хватит ли отрасли обещанных 900 млн грн. Речь должна идти о нескольких миллиардах гривен, если мы хотим быть конкурентоспособными на мировом рынке.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама