Технології

интернет

Доступ ко всемирной паутине в украинском селе организовали тысячи местных энтузиастов

Доступ ко всемирной паутине в украинском селе организовали тысячи местных энтузиастов
Фото: Константин Мельницкий

Интернет в небольших населенных пунктах переживает бум. «Капитал» проанализировал реестр провайдеров и операторов связи за 2013 г. Оказалось, что за этот период официально объяви­ли себя интернет-провайдерами либо вышли в новые регионы около 2 тыс. субъектов предпринимательской деятельности, 1,3 тыс. из которых начали оказывать услуги в селах и поселках городского типа.

Больше половины провайдеров — это частные предприниматели, которые начали оказывать услуги по беспроводным технологиям Wi-Fi либо pre-Wimax. Больше всего таких операторов появилось в удаленных районах или областях, где превалирует сельское население. Например, в Крыму зарегистрировались как новые либо вышли в новые населенные пункты 224 сельских провайдера, в Ивано-Франковской области — 140, Черновицкой — 88. Также росло количество операторов вокруг мегаполисов — Киева и Донецка.

Сельская предприимчивость

Как рассказал Александр Федиенко, руководитель проектов компании ИМК (ее оператор работает в Киеве и Киевской области), за последние полтора года свой маленький оператор появился практически в каждом селе. «Будущее за мелким и средним бизнесом, который послужил катализатором роста проникновения интернета в Украине», — отмечает менеджер.

Согласно данным Национальной комиссии по вопросам регулирования связи и информатизации (НКРСИ), в 2013 г. проникновение скоростного интернета увеличилось в стране на 37 % — до 7,19 млн абонентов. Рост обеспечивался в основном за счет новых подключений в небольших населенных пунктах во всех регионах, так как в городах этот рынок уже насыщен (а в крупных городах к каждой квартире подведено по 5‑10 кабелей).

Сельский интернет-провайдер — новый вид бизнеса, появившийся в связи с неудовлетворенностью населения качеством услуг. Еще не так давно население сел получало доступ ко всемирной паутине через мобильные сети, прежде всего скоростные, такие как «Интертелеком», PEOPLEnet (обе — 3G, CDMA), а также через фиксированную сеть «Укртелекома» в тех населенных пунктах, где она присутствовала. «Но если у удаленных пользователей возникали проблемы с подключением и они обращались в сервисный центр в городе, то решением их проблемы могли заниматься 2‑3 недели, что, естественно, не устраивало людей», — отмечает Федиенко. Да и скорость, как правило, была минимальной. Ее стало катастрофически не хватать в последние годы, когда появились онлайн-игры, такие как World of Tanks, и фильмы в хорошем качестве.

Повторение истории

Пионерами в разрешении проблемы стали местные технари, которые работали в райцентрах и крупных городах. Зачем далеко ездить на работу, если можно организовать бизнес у себя в селе?

По словам Федиенко, местную сеть достаточно просто организовать. Для это нужно: получить лицензию на беспроводную передачу данных, организовать радиорелейную линию, установив базовую станцию на самом высоком объекте в селе. Обычно в радиусе максимум 50 км проходят линии крупного магистрального оператора, желающего продать интернет-трафик оптом. К нему-то и подключается частник. В селе он сначала начинает «раздавать» интернет по Wi-Fi. После того как появляется достаточное количество клиентов, предприниматель задумывается о том, чтобы провести к ним оптоволоконную линию (как правило, по имеющимся столбам).

224 новых сельских провайдера интернет-доступа появились в Крыму всего за один год

«Село сейчас идет тем же путем, который проходили города 5‑10 лет назад. В микрорайонах тоже появлялось большое количество домашних сетей, которые впоследствии были консолидированы в более крупный бизнес», — говорит директор киевского оператора «Триолан» Вадим Сидоренко. Примечательно, что львиная доля появляющихся домашних сетей — это, как правило, серые игроки.

Как говорит Федиенко, местные операторы не продают интернет, они продают сервис. Это большое количество дополнительных услуг: установка модема, настройка компьютера, ПО, консультации по пользованию интернетом.

Анализ тарифов, проведенный «Капиталом», показал, что сам доступ к интернету в селе сейчас обходится значительно дороже, чем в городе. Сельский средний тариф — 100‑150 грн в месяц за безлимит на хорошей скорости. При этом в городе такая услуга обходится в 50‑80 грн. Президент компании «Воля» Сергей Бойко отмечает, что в элитных поселках, расположенных вблизи городов-миллионников, тарифы еще выше. В Конче-Заспе, например, — до 250 грн в месяц.

О селе молчать!

Говорить о том, что в селе происходит интернет-бум, властям до последнего времени было невыгодно, так как они пытались пролоббировать в этом бизнесе интересы крупных игроков. Представители НКРСИ твердили о том, что по‑прежнему существует огромный технологический разрыв между городом и селом.

Одна из последних инициатив комиссии: нужно создать так называемый фонд универсальных услуг, который будет наполняться за зачет дополнительного налога на телеком-услуги. В результате планировалось перечислять более 1 млрд грн ежегодно на покрытие убытков сельской связи, которые терпит, главным образом, монополист «Укртелеком». Имея старые медные линии во многих селах, телеком-гигант в состоянии поддержать работу домашних телефонов и оставшихся таксофонов, но явно проигрывает активным мелким игрокам по скорости и сервису.

Развитие небольших операторов, наоборот, сдерживалось за счет отказов в выдаче новых лицензий на радиочастотный ресурс. Единственный открытый диапазон под Wi-Fi — 2,4 ГГц — оказался переполнен операторами, а также устройствами с радиомодулями, которые в них работали. Отраслевые ассоциации неоднократно просили регулятора и Госспецсвязи реформировать дополнительный диапазон частот —5 ГГц — для нужд операторов беспроводного скоростного интернета, но они были проигнорированы. Поэтому теперь в ряде регионов начать беспроводной бизнес невозможно по техническим причинам. Wi-Fi можно включить, но работать он будет с перебоями — помехи.

Еще одна нерешенная проблема операторов в селе — доступ к местной инфраструктуре. Частникам сложно договориться о подвесе линий на столбах электросетей. У местных облэнерго нет фиксированных тарифов на этот вид услуг. Поэтому линии, как правило, устанавливаются на местном уровне и напрямую зависят от степени жадности мелких менеджеров и чиновников.

«Укртелеком» на низком старте

В развитии интернета в селах сейчас заинтересованы не только местные игроки. По словам Сидоренко, крупные компании-стратеги ориентируются на то, что через 3‑5 лет в небольших населенных пунктах будет отстроен хорошо работающий бизнес.

Первый из таких кандидатов — все тот же «Укртелеком». Как сообщил представитель компании, в   2013 г. оператор расширил свое присутствие в 100 селах и поселках городского типа в разных областях страны, подключив 17 тыс. новых клиентов. В начале этого года монополист принял решение разместить облигации на сумму 1,4 млрд грн для дальнейшей модернизации и расширения сети передачи данных во всех регионах Украины.

Но пока неповоротливый гигант соберет деньги и доберется до сел, инициативу в них могут перехватить компании — скупщики готовых активов. Бойко отмечает, что «Воля» с собственным строительством идти в села не готова. При этом компания охотно рассмотрит вариант приобретения игроков. Хотя здесь тоже есть нюансы. «Мы установили для себя порог — сеть должна быть не менее 5 тыс. абонентов», — говорит менеджер. Однако, по его словам, компания может выкупить не только единичного оператора, а например, объединение из нескольких готовых сетей с активными абонентами. Таким образом, в небольших населенных пунктах в скором времени может начаться консолидация.

Может оказаться, что покупать консорциумы мелких игроков в селе даже более выгодно, чем в городе. Ведь в микрорайонах много сетей, дублирующих друг друга. И абоненты в погоне за акциями часто переключаются с одной сети на другую. А в селах оператор, как правило, один. Опутывать многочисленными сетями частные дома никто не будет.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама