Бізнес

развитие

Аэропорты продолжают терять пассажиров, но от инвестиционных программ не отказываются

Аэропорты продолжают терять пассажиров, но от инвестиционных программ не отказываются
Бывшие лидеры рынка теперь плетутся в хвосте
Фото: Иван Черничкин

Аэропорты теряют пассажиров. В августе пассажиропоток через аэропорт «Киев» («Жуляны») снизился до 104,8 тыс. человек, что почти в два раза меньше показателя прошлого года. Об этом свидетельствуют данные Государственный авиационной службы.

Для сравнения: крупнейший аэровокзал страны «Борисполь» потерял за август только 17,5 % пассажиров (обслужил 776 тыс. человек). Минимальное падение было у львовского аэропорта. Его услугами воспользовались 78,5 тыс. человек, что на 16,1 % меньше, чем в августе 2013 г.

В целом за последний летний месяц пассажиропоток через украинские аэропорты сократился по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. на 38,4 % — до 1,15 млн человек. За январь-август текущего года пассажиропоток составил 7,63 млн человек, что на 23,2 % меньше, чем за восемь месяцев 2014 г.

Основные инвестиции впереди

Бизнес-стратегия «Жулян» зависела от внутренних перевозок. По словам генерального директора компании «Мастер-Авиа» (управляет аэропортом «Киев») Алексея Яковца, с весны прекратились полеты в четыре аэропорта: «Мариуполь», «Симферополь», «Донецк», «Луганск». В августе 2013 г. на эти аэровокзалы из «Жулян» выполнялось по 18 рейсов ежедневно.

Негативно на пассажиропоток повлияло и сокращение парка авиакомпании Wizz Air Ukraine — с четырех самолетов до двух. Из-за этого вместо 10‑12 ежедневных рейсов из «Жулян» совершалось лишь пять-шесть, добавил собеседник издания.

Сказалось и уменьшение количества чартерных рейсов. Если не произойдет прямого вторжения России в Украину, то аэропорт по итогам 2014 г. потеряет 46 % пассажиров, допускает Яковец. Это больше, чем падение рынка в целом. По прогнозам эксперта авиарынка Сергея Хижняка, в 2014 г. пассажиропоток сократится примерно на 30 %. Напомним, по данным Госавиаслужбы, в прошлом году украинские аэропорты обслужили 15 млн человек. «Падение связано как с прекращением работы аэровокзалов Донецка и Луганска, потерей аэропорта Симферополя, так и со значительным сокращением перевозок воздушным транспортом в других аэропортах ввиду снижения платежеспособности населения и политической обстановки в стране», — объясняет Хижняк.

Опрошенные «Капиталом» эксперты отмечают, что прогнозы могут ухудшиться, поскольку осенью полеты в Украину намерены прекратить несколько европейских авиакомпаний. По данным авиационного сайта flightmapsanalytics.com, перестанут летать в Киев Alitalia (из Рима), Swiss International Air Lines (из Цюриха), Norwegian Air Shuttle (из Осло).

Инвестиции остались

От инвестиций аэропорты не отказываются, но частично направляют их на другие цели. В «Жулянах» планировали построить два-три ангара для технического обслуживания самолетов, вложив в этот проект 60 млн грн. «Но в этом году у нас другие инвестиции, которые мы не предусматривали, — это инвестиции в выживание», — говорит Яковец. Опасаясь возможных перебоев, «Жуляны», терминалы которого отапливаются газом, решили направить 10 млн грн на покупку и установку двух твердотопливных котлов, работающих на пеллетах. Проект по строительству гостиницы, о котором в прошлом году рассказывал глава совета директоров аэропорта Денис Костржевский, заморожен, а реализация проекта по возведению офисного центра будет зависеть от ситуации в стране.

Не отказываются от инвестиций и в других аэропортах. До конца 2014 г. планируют открыть грузовой терминал в аэропорту «Харьков», сообщили «Капиталу» в пресс-службе группы DCH (аэропорт входит в состав этой группы). Продолжает развиваться «Борисполь»: на этот год запланировано открытие зоны внутренних рейсов в терминале D, а также строительство паркинга возле него. И в DCH, и в «Борисполе» не смогли назвать суммы инвестиций. Кроме того, в пресс-службе аэропорта «Одесса» обещают, что к зиме новый терминал будет с крышей и фасадом.

Оценить инвестиции, необходимые для восстановления аэровокзалов Луганска и Донецка эксперты затрудняются. По словам исполнительного директора авиакомпании «Аэроджет» Анатолия Мазуренко, если взлетно-посадочную полосу в Луганске придется строить с нуля, она будет стоить около $ 200 млн, а новый терминал — чуть более $ 100 млн.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама