Думки

церковь

Верую, ибо… спросили

24 мая с.г. социологическая служба Центра Разумкова обнародовала результаты обширного социологического исследования «Религия и Церковь в украинском обществе: конфессионное распределение», проведенного в конце марта с.г. 

Результаты исследования, похоже, больше заинтересовали пресловутую «западную общественность» (исследование проводилось при поддержке Представительства Фонда Конрада Аденауэра в Украине), нежели отечественное экспертное сообщество. А зря, – полученные данные заставляют взглянуть на украинского homo religiousus, что называется «свежим взглядом»…

В своем первом материале автор вычленил часть данных, которые касаются степени религиозности адептов двух основных православных конфессий: Украинской православной церкви (в каноническом единстве с РПЦ), далее – УПЦ (МП) и Украинской православной церкви Киевского Патриархата, далее – УПЦ-КП.

Часть1. «Правослвный атеизм»?

Термин, вынесенный в подзаголовок, не является в полном смысле оксюмороном. В последние десятилетия он, правда, – в ироничной форме, обозначает публичное обозначение конфессиональной принадлежности в качестве основного элемента самоидентификации.

И, забегая вперед, можно констатировать, что «православные атеисты», судя по всему, составляют значительную часть двух основных православных конфессий. Для иллюстрации той сложной и неоднозначной религиозной картины, которая сформировалась в головах сторонников УПЦ (МП) и УПЦ-КП, перейдем на язык цифр.

На вопрос «Воспитывались ли Вы дома в религиозном духе?», 57% сторонников УПЦ (МП) и 47% сторонников УПЦ-КП ответили утвердительно. Неплохо представляя себе реалии домашнего воспитания украинцев в 40-х – 90-х годах ХХ века, цифра выглядит, мягко говоря, завышенной. В качестве «проверочного» используем вопрос о наиболее важных качествах, которые необходимо воспитывать в семье у детей. Ответ «религиозность» оказался в конце списка, деля предпоследнее место с «умением делиться» и «послушанием»: 26% – у сторонников УПЦ (МП), 17% – УПЦ-КП. (Добавьте сюда то обстоятельство, что из 11 предложенных респондентам «опций» можно выбрать до 5!)

Принцип «проверочного вопроса» является, чуть ли не основным при интерпретации полученных данных. Еще один пример на эту тему: ответ на вопрос «Посещаете ли Вы религиозные службы, собрания, служения?». 78% прихожан УПЦ (МП) и 74% – УПЦ-КП ответили положительно. Однако, из вопроса о частоте посещений следует, что только 17% прихожан УПЦ (МП) и 19% – УПЦ-КП посещают церковные мероприятия не реже, чем раз в неделю, а только по религиозным праздникам – 57% и 54% соответственно.

Ну, и самый показательный пример из этой серии. Верующими назвали себя 88% сторонников обеих православных конфессий, колеблющимися между верой и неверием – 6% и 7% соответственно. Но… Оказалась, что «вера в высшую силу» только для 14% сторонников УПЦ (МП) и 15% – УПЦ-КП является «очень важной». Как вы понимаете, смысла разбирать другие ответы – «скорее важной», «скорее не важной» и т.п. нет никакого смысла. Ибо наличие «высшей силы» (Бога и Троицы – в православии) является догматом, неотъемлемым и не подвергаемым сомнениям элементом Символа Веры. А, это значит, что реальное число «колеблющихся между верой и неверием» – 85%.

Тут мы вплотную подошли к ответу на вопрос, поставленный в заголовке. Если к «православным атеистам» мы вполне обоснованно отнесем тех, кто на последний вопрос выбрал ответы «скорее не важной» и «совсем не важной», то таковыми являются 46% сторонников УПЦ (МП) (22%+24%) и 56% – УПЦ-КП (34%+22%).

P.S. Очень хотелось в качестве иллюстрации привести такой результат из опроса: лишь 21% сторонников УПЦ (МП) и 11% – УПЦ-КП выбрали утверждение «истинной является только та религия, которую я исповедую», как наиболее отвечающее их убеждениям с ремаркой «no comments!» Однако, данный вопрос в социологическом исследовании поставлен абсолютно некорректно – респондентам предлагается выбирать из вышеприведенного утверждения об истинности веры и утверждений, связанных с веротерпимостью: «право на существование имеют только традиционные для нашей страны религии», «любая религия, провозглашающая идеалы добра, любви, милосердия и не угрожающая существование другого человека, имеет право на существование», а также утверждением, где в неявной форме смешаны истинность веры и веротерпимость:
«все религии имеют право на существование, как разные пути к Богу». И при этом допускается только один ответ.

Продолжение следует

Завантаження...
Комментарии (2)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
Александр Кошелев 29 июня 2016, 21:00

Религия вопрос темный. И еще темнее отношение человека к вере(именно к вере а не к религии). Интимно все это.

2
enotus enotus 27 июня 2016, 20:55

Вышеприведённое только подчёркивает тезис, что главным является набор взглядов, ценностей, т.е. идеология. Способ объединения людей. Способ определения своих и чужих.
В рамках господствующей в украине идеологии либерализма, религия не имеет значимого, решающего значения.

3
реклама
реклама