Політика

правосудие

Детали и беспристрастность: как работает Интерпол

Детали и беспристрастность: как работает Интерпол

Интерпол – структура, которую многие видят в ошибочном свете. Даже сейчас, после того, как Украина начала активное сотрудничество с этой организацией, многие люди неверно воспринимают информацию, связанную с Интерполом, а специалистов, которые могли бы доступно объяснить работу системы розыска, слишком мало. Порой даже чиновники на службе государства не понимают деталей и требований структуры, из-за чего эффективность взаимодействия Украины и Интерпола оказывается несколько более низкой, чем того следовало бы ожидать. В частности, именно из-за недопонимания особенностей работы международной полиции попытки украинского государства объявить в розыск Арсена «Моторолу» Павлова оказались безуспешными. Об этом, однако, чуть позже.

Цифры и цвета

Начнем с азов. Интерпол оперирует сложной системой карточек, которым присвоены определенные цвета. Каждый цвет означает отдельный тип файла со специфическим содержанием.

Красная карточка – розыск осужденного или обвиняемого
Желтая – поиск лиц, которые пропали без вести
Голубая - необходимость наведения справок о человеке в интересах следствия
Оранжевая - возможная опасность здоровью и имуществу людей
Зелёная - потенциальные преступники, к ним зачастую относятся рецидивисты
Фиолетовая – орудия преступления или преступные схемы
Черная карточка обозначает неопознанные трупы

Вопреки распространенному мнению, красная карточка является самой распространённой, с ней чаще всего приходится иметь дело. Чтобы получить эту карточку, лицо должно совершить преступление, которое является преступлением в большинстве стран-членов Интерпола, срок наказания по которому составляет не менее двух лет. Если речь идёт о лице, которое не отбыло срок наказания до конца, то остаток должен составлять не менее полугода. Важно помнить, что процесс публикации карточек не доведён до автоматизма, заявка проходит несколько этапов проверки. Саму заявку можно обжаловать еще до её публикации – этой возможностью и воспользовался небезызвестный А. Онищенко. Интерпол также может отказать в публикации карточки.

Если объяснять процесс подачи заявки на оформление карточки на подозреваемого на примере Украины, получим следующий алгоритм:

1. Следователь/прокурор направляет запрос о розыске в Украинское бюро Интерпола.
2. Украинское бюро Интерпола осуществляет первичную проверку запроса на соответствие требований международных актов.
3. После проверки Укрбюро обращается в Генеральный Секретариат с целью опубликовать запрос.
4. Генеральный Секретариат осуществляет повторную проверку запроса.
5. Генеральный Секретариат публикует уведомление о розыске, о чем информирует все страны-участницы.

Классическим «неполитическим» преступником, получившим красную карточку Интерпола, является «караванский стрелок» Ярослав Мазурок.

Также есть возможность объявить подозреваемого в так называемый «непубличный розыск». Для этого национальные бюро используют внутреннюю сеть Интерпола и так называемые «difissions» – уведомления о необходимости ареста лица, которые направляются определенному кругу других национальных бюро и не являются публичными. Процедура публикации «difissions» не формализована, в отличии от публикаций «красных карточек», и позволяет арестовать лицо без соблюдения всех формальностей и требований Интерпола. Именно в порядке «difissions» объявляли в розыск руфера П. Ушевца, Г. Таграмадзе и других.

Беспристрастность как приоритет

Интерпол далеко не всегда соглашается с мнением региональных бюро. В отдельных случаях международная полиция отказывается оглашать подозреваемых в розыск, мотивируя это политическим подтекстом дела или нарушением прав человека в процессе досудебного расследования. Здесь вернёмся к примеру Арсена «Моторолы» Павлова, который упоминался в начале статьи. Украина подала заявку на размещение красной карточки по Павлову, однако получила отказ из-за наличия политических мотивов преследования подозреваемого. Точно так же Россия получила отказ по размещению карточки на бизнесмена Игоря Коломойского. Политические мотивы – мощный аргумент для того, чтобы обжаловать как еще не опубликованную карточку, так и уже опубликованную.

Международная полиция во главу угла ставит необходимость дистанцироваться от любых политических перипетий, и это прослеживается во всей деятельности организации. Интерпол старается построить свою работу так, чтобы исключить любую возможность использования своих ресурсов в качестве инструмента расправы с политическими конкурентами или бизнес-противниками.

Сюда же можно отнести коммерческие мотивы преследования – уголовное преследование лица с целью завладения его активами. Например, Интерпол удалил «красную карточку» иорданского бизнесмена Ф. Альмхайрата, после того, как было доказано, что цель уголовного производства против него – вытеснение с должности директора и принуждение передать акции другим акционерам.

Итак, основными причинами для удаления карточки или отказа в публикации являются:

• Политические мотивы преследования
• Экономические мотивы преследования
• Истечение срока действия санкции (как в случае с Ю. Иванющенко, у которого истёк срок содержания под стражей), амнистия или закрытие уголовного производства
• Риск нарушения прав человека, в частности, права на честный суд или угроза применения пыток на родине подозреваемого
• Достижение цели размещения карточки – задержание или экстрадиция лица (например, карточка Ю. Колобова уже удалена)

Права человека на первом месте

Интерпол располагает широкими возможностями – организация работает в 190 странах мира. Тем не менее, некоторые государства не только не являются членами Интерпола, но и отказываются с ним сотрудничать. Например, Северная Корея, Соломоновы острова, Палау и так далее.

Как правило, страны с высоким уровнем обеспечения верховенства права отказываются экстрадировать людей в Украину, поскольку не имеют гарантий обеспечения прав и свобод подозреваемого в процессе уголовного производства. Так, Испания отказалась выдать Ю. Колобова, Италия запретила передавать И. Маркова. В Украину, однако, подозреваемых экстрадируют часто – стоит вспомнить хотя бы ресторатора Задорожного и бизнесмена Бабко. Что касается стран с авторитарным правлением (вроде России, Беларуси и Казахстана), то они добиваются экстрадиции гораздо реже прочих, поскольку уровень обеспечения прав человека в таких странах оставляет желать лучшего.

Из громких примеров «отказа» стран выдать подозреваемого можно вспомнить конфликт между Монако и Россией за бизнесмена Георгия Беджамова. Он был задержан после того, как «Внешпромбанк», совладельцем которого является Беджамов, заподозрили в мошенничестве с деньгами государственных компаний и частных вкладчиков. Бизнесмен не был экстрадирован в Россию из-за опасения за его жизнь и здоровье.

Интерпол – структура, сотрудничество с которой может принести Украине немало преимуществ как в ближайшем, так и в отдалённом будущем, однако действительно эффективное сотрудничество невозможно без понимания и принятия во внимание основных аспектов и деталей работы международной полиции.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама