Отдых

выставка

Панельное средневековье

Панельное средневековье

В Национальном музее Тараса Шевченко открылась выставка Никиты Шаленного «Четвертое парадное». Это семь живописных полотен, расположенных в необычном экспозиционном пространстве. На боковой лестнице музея, где, дополненные фонарями, проводами и деревянными конструкциями, картины становятся частью активно взаимодействующей с интерьерами инсталляции

Днепропетровский художник Никита Шаленный стал известен киевской публике после того, как в 2011 году вошел в двадцатку номинантов Премии PinchukArtCentre и получил «Приз общественности». Уже тогда в его работах было заметно архитектурное образование, интерес к пространству, — кроме полотен, он представил видео­игру и инсталляцию, связав все элементы в жизненно убедительную картину одиночества.

На выставке в музее Шевченко художник выстраивает свое повествование о жителях обычной типовой многоэтажки, которых мы постоянно встречаем в подъезде, лифте и на лестничных площадках, но совершено не подозреваем, кто эти люди и чем они живут. По версии Шаленного, сама архитектура советских башнеобразных высоток, с их плохо освещенными коридорами, тесными лифтами, глухими дверями и оконными решетками провоцирует на разговор о некоем средневековье, вышедшим за свои временные рамки и ставшим скорее общей характеристикой состояния общества, не способного к прогрессу. Картины, многие персонажи которых перекочевали сюда с великих полотен прошлого, представляют собой отдельные истории, их связывает воедино именно место — созданное художником на полотне и реальное пространство измененных лестничных переходов музея.

Заглавная работа проекта — «Четвертое парадное» — изображает вход в подъезд банальной многоэтажки, в окне ее первого этажа виднеется автопортрет Тараса Шевченко. Таким образом, проект не только связан с местом своего экспонирования, но и задает мощную тему судьбы, жизненного пути, на котором встречается не только возвышенное и красивое, но и уродливое и дикое. Например, на одной из картин зритель буквально сталкивается лицом к лицу с группой первобытных охотников, до отказа заполнивших тесный лифт. У них вполне современные прически и озабоченные лица банковских клерков, но сумрачное освещение, грязноватая клетушка лифта и особенно копья в руках свидетельствуют о решительном настрое на борьбу за выживание. Контрастируют с ними возникающие на пути зрителя читательница «Любовного письма» и инфанта Маргарита, заимствованные художником с картин знаменитых европейских художников XVII века — Вермеера Дельфтского и Диего Веласкеса, работы которых стали эталоном высокой европейской культуры. Эти персонажи странно диссонируют с убогим постсоветским окружением, которое только подчеркивает их хрупкость и чуждость этой грубой реальности. Одна из программных картин изображает двух средневековых арбалетчиков на балконе с видом на пейзаж, который вполне может сойти за дали, увиденные с верхних ярусов замковой башни, — выстроившиеся зубчатой стеной однообразные советские многоэтажки. Есть и совершенно безлюдные изображения, где драматическое освещение вырывает из темноты знакомые крашеные панели и не очень стройную геометрию лестничных перил, или же внезапно, как видение, возникает породистый охотничий пес, брошенный в лабиринте скудно освещенных коридоров.

Следуя повествовательным линиям «Четвертого парадного» Никиты Шаленного, переходя от картины к картине, точнее — попадая из одного пространства в другое, трудно избавиться от мысли, что художник говорит нам не столько о времени и месте, сколько о невероятной зыбкости культурного слоя. Места «общего пользования» в наших домах, которых мы не замечаем, пробегая из квартиры на улицу и назад, на самом деле очень мощно влияют на нас, — не только из‑за того, что мы там встречаем кого‑то, но и потому, что они таят в себе много странного и пугающего. Воздействуя на нас, они формируют наше мироощущение, мстят нам за собственную запущенность, не давая вырваться за пределы застывшего культурного безвременья, в данном случае условно названного средневековьем.

Киев, Национальный музей Тараса Шевченко

до 2 ноября

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
Покупка Продажа
100 долларов 2.612,85 0.031 2.634,87 0.0224
100 евро 3.105,84 0.1177 3.156,45 0.092
10 рублей 4,20 0.0014 4,58 0.0004
Курс обновляется 1 раз в сутки
Дмитрий Джангиров
20 августа на сайте Белого дома была обнародована петиция американских граждан с требованием к Президенту объявить Джорджа Сороса «террористом» и арестовать все активы его головных организаций в соответствии с «Законом о конфискации имущества террористов». В петиции говорится, что Соросом созданы и финансируются десятки организаций, чья единственная цель – разложить методами террора конституционный порядок Соединенных Штатов, подчинить своему влиянию структуры Демократической партии и Федерального правительства. Первые 100 тысяч подписей, необходимых для того, чтобы администрация президента США рассмотрела петицию, были собраны досрочно, намного раньше отведенного для этого срока в 1 месяц. В то же время, 30 августа, «верный соросовец» Сергей Лещенко провел митинг у СБУ, требуя разобраться с «монополизацией рынка сжиженного газа», виновными в чем наш калиброванный еврооптимист назначил СБУ, Петра Порошенко и… Виктора Медведчука.