Інтереси

психология

На прием к психотерапевту приходит все больше мужчин

На прием к психотерапевту приходит все больше мужчин
Сегодня мужчины вынуждены играть роль супергероев и зачастую боятся признаваться в собственных слабостях — это вредит их здоровью, личной жизни и бизнесу
Фото: Fotobank.ua

Несмотря на отсутствие официальной статистики, личные профессиональные наблюдения автора и его коллег подтверждают: психотерапевтические кабинеты Украины переполнены мужчинами. Теми самыми ответственными представителями сильного пола, которые ищут возможности разрешить свои внутренние конфликты. Проще говоря, на публике — в семье, на работе — они изо всех сил стараются быть «настоящими мужчинами», играть роль таких себе «правильных мужиков» по жизни. Немалая доля нынешних клиентов психологов — финансисты и бизнесмены.

Кризис маскулинности, о котором сегодня много говорят во всем мире, каждый из них преодолевает самостоятель­но, зачастую стыдясь рассказывать о собственных чувствах и сомнениях. Они стремятся выглядеть в глазах социума успешными и побеждать личные страхи и коллективные фантазии о несостоявшемся, потерявшем самоуважение «человеке в штанах».

Основанием же для этих внутренних конфликтов бывают зачастую не индивидуальные, а заложенные устоявшимися общественными взглядами противоречия. Они превращают чувства и мысли современного мужчины в пазл, который он не в состоянии сложить в единую картину.

Два в одном

Мы живем в переходное время, когда четкие гендерные стереотипы, которые столетиями не подвергали сомнению наши предки, меняются на глазах. Сме­шиваются старые и новые каноны про­­явления мужского начала. И вот уже де­­лом чести для мужчины оказывается при­­­­сутствие при родах. В то же время окружающие ждут, что свою природную склонность к агрессии и соревновательности он будет проявлять разве что в спортзале или офисе.

В самом деле, ожидания и требования, которые предъявляют сегодня мужчинам, часто взаимо­исключающие и крайне редко сочетаются в характере одного человека. Быть чутким к потребностям других людей, заботливым, внимательным и вместе с тем — решительным, не проявляющим своих слабостей, устраняющим, а не создающим проблемы.

Бывает, что впечатлительные мужчины, попавшие под прессинг этих ожиданий, начинают скрывать свои истинные качества и чувства, имитируя то, чего недостает. Прежде всего — это привитое женщинами и социумом желание быть хорошим для своих женщин — матери, жены. Но эта «творческая имитация», исполнение роли, фактически становится отдельной работой, которая требует невероятных энергетических затрат, истощающих силы и психологические ресурсы. Пугающая статистика ранних инфарктов, самоубийств и меньшая продолжительность жизни у мужчин, — такую цену они платят за стремление соединить свою мужскую природу с установками женского воспитания.

Специфические мужские реакции на стресс связаны с подавлением чувств, привычкой зацикливаться на проблеме, и, к сожалению, высоким уровнем употребления алкоголя и всяческих наркотиков, заменяющих антидепрессанты и анестетики. А также с другими разрушительными для здоровья псевдомужскими по­­веденческими моделями, в том числе всеми формами рискованного поведения.

Борись или беги

Психологи, социологи и медики констатируют склонность мужчин переоценивать состояние своего здоровья и стыдиться признаний в собственной слабости. Они, как правило, не умеют и не желают просить о помощи. Некоторые из вредных для мужчин привычек вполне социально одобряемы, например трудоголизм. Или так называемое «выбрасывание неприятностей из головы», которое на самом деле является подавлением эмоций. Мужчины меньше, чем женщины, склонны делиться своими чувствами и обсуждать психологический дискомфорт.

Более распространена мужская реакция на стресс и опасность — природный рефлекс «борись или беги». А ведь для сложно устроенной современной жизни в мегаполисе это слишком простые способы реагирования. Настоящим открытием для многих вполне интеллектуально развитых мужчин оказывается мысль о возможности говорить о своих неоднозначных чувствах с другими людьми. Навык обращения к чувственному в себе у мужчин не наработан — ведь он веками искоренялся, подвергался дискриминации как недостойное мужчины занятие.

Эмоции для бизнеса

А между тем запрос на мужскую чуткость растет, и не только в сфере личных отношений. Многие виды современного бизнеса основаны, например, на предчувствии еще только формирующихся потребительских запросов, а также на удовлетворении тех эмоциональных потребностей, которые составляют человеческое счастье, ощущение полноты и удовлетворенности в жизни. Поэтому невнимание к собственным эмоциям может быть фатальным и для понимания бизнес-процессов. Хрестоматийным стал пример французской телефонной корпорации Alcatel, которая не смогла оценить перспективность и приоритетность производства мобильных телефонов и навсегда потеряла лидерские позиции на рынке. А ведь мобильный телефон — это прежде всего обслуживание таких эмоций, как тревожность, потребность в контроле, поддержке.

Другой, уже положительный пример того, как эмоции повлияли на компанию — история компании Apple. Бизнес знаменитого «яблока» вырос именно на иррациональных желаниях потребителей.

Об эмоциях в предпринимательстве охотно говорят успешные практики Ричард Брэнсон, британский миллиардер и основатель компании Virgin, и Элон Маск, канадско-американский предприниматель, миллиардер и генеральный директор компании SpaceX. Для таких, как они, продукты и услуги компании всегда были источником положительных эмоций, даже веселья, что объясняет привязанность и особое теплое отношение к этим товарам потребителей. Так что предпринимательство результативно, когда оно в числе прочего — один из способов быть внимательным и уважительным к собственным и чужим эмоциям.

Требования, которые предъявляют сегодня мужчинам, часто взаимоисключающие и редко сочетаются в характере одного человека. Быть чутким к потребностям других людей, заботливым, внимательным, и в то же время — решительным, не проявляющим слабостей, устраняющим, а не создающим проблемы

От установки «мужчина не должен поддаваться чувствам» совсем близко до «мужчина не чувствует». Этот вредный гендерный предрассудок обедняет эмоциональный спектр сильного пола. Например, мужчина с такой установкой оказывается неспособен оценить даже собственное эмоциональное напряжение, в котором может пребывать постоянно. Кратковременное расслабление становится возможным в таком случае только с помощью того же алкоголя или более серьезных химических препаратов. Это не только ставит под удар здоровье, но и вызывает чувство вины, зачастую тоже слабо осознаваемое, но от этого не менее мучительное.

Природные рефлексы

Для многих стало неожиданностью проявление «мужского духа» в сегодняшней украинской ситуации, когда тысячи добровольцев-мужчин оказались способными ринуться на защиту страны, как будто давно ждали возможности проявить основательно подзабытые воинские инстинкты. На самом деле именно гормоны стресса побуждают мужской организм к физической активности. Он либо бросается в бой, либо избегает конфликта. Если же нет возможности реализовать этот рефлекс, то он выражается в виде гнева и агрессии, направленных на безопасный объект, — например, образ власти как коллективного врага или подчиненных на работе.

Если и эти возможности не используются, объектом агрессии может стать женщина, причем иногда это проявляется и в сексуальном поведении. Если же мужчина запрещает себе агрессию полностью (срабатывают, например, воспитательные установки), то остается лишь спасительное, но рискованное «химическое расслабление». Это своеобразная компенсация нереализованного природного рефлекса.

Мир сегодня предъявляет к мужчине намного более высокие требования, чем к женщине. И речь даже не о том, что мужчины служат в армии, позже уходят на пенсию, зачастую ограничены в отцовских правах или получают более строгие наказания за одни и те же преступления по сравнению с женщинами. Сексизм наоборот — это когда «мужчина должен…» — и далее следует длинный список условий, при соблюдении которых социум готов принять специфические мужские потребности.

Современная модель экономики не нуждается в традиционной патриархальной семье. Это главная причина ухода от привычных стандартов «мужчина — добытчик, защитник, глава семьи, женщина — мать и хозяйка». Однако представления большинства о «семейных ролях» меняются гораздо медленнее и до сих пор тяготеют к патриархальному пониманию. В силу этого мужчине до сих пор активно навязываются совершенно противоположные семейные и общественные роли, которые при этом требуется сочетать в одной социальной матрице.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама