Бизнес

катастрофа

Неподъемная сила. Orbital Sciences потерял ракету Antares, над которой трудился и Южмаш

Orbital Sciences потерял ракету Antares, над которой трудился и «Южмаш»
Все, что связано с Советским Союзом, рано или поздно распадается
Фото: Joel Kowsky/NASA

Вчера ночью сразу после старта с космодрома в штате Вирджиния взорвалась ракета-носитель Antares, которая должна была вывести на орбиту космический корабль Cygnus, везший на Международную космическую станцию (МКС) свыше 2 т груза, в частности, продовольствие и оборудование для научных исследований.

Ракета-носитель является собственностью американской Orbital Sciences Corp, которая в рамках контракта с NASA на $ 1,9 млрд должна запустить восемь грузовиков до 2016 г. До сих пор было осуществлено четыре успешных запуска. Orbital Sciences Corp сообщила о создании следственной комиссии, которая вместе с государственными структурами США будет устанавливать причину взрыва.

Масло в огонь

В Космическом центре им. Джонсона в Хьюстоне (входит в NASA) сообщили, что Antares был оснащен двигателем AJ-26, модификацией российского двигателя НК-33. Тем не менее российские информационные ресурсы поспешили обвинить в причине крушения украинское госпредприятие «Южный машиностроительный завод им. Макарова» (Южмаш), которое якобы «устанавливает электронику, проверяет совместимость с американским топливом и оснащает изделие шарниром для управления вектором тяги».

Примечательно, что успешные запуски Antares в России называли американско-российскими проектами, тогда как после крушения ракеты в заголовках многих интернет-ресурсов РФ она называется уже американско-украинской. Кроме того, российские эксперты подсчитали, что взрыв Antares может осложнить снабжение МКС и даже прогнозируют, что американская сторона попросит российскую выделить грузовой корабль «Прогресс» для доставки груза.

Чем связаны

Южмаш действительно сотрудничает с Orbital Sciences Corp по проекту Antares, в частности поставляет компании в рамках контракта (действует до 2019 г.) ступени для ракеты-носителя. Помощники генерального директора Южмаша по общим вопросам Владимир Ткаченко сообщил «Капиталу», что предприятие не занимается ни производством, ни установкой двигателей НК-33, их оснащают дополнительным оборудованием и устанавливают на ступени украинского производства на сборочной площадке в США. По его словам, Orbital заверил руководство Южмаша, что не будет принимать какие‑либо решения до выяснения причин крушения, но и украинская сторона должна будет расследовать сложившуюся ситуацию.

В Южмаше уточнили, что поставили заказчику уже шесть ступеней, четыре из которых успешно эксплуатировались в ходе упомянутых выше запусков, а еще две завод планирует отгрузить в ноябре. За полученную продукцию Orbital рассчитался в полном объеме, всего же заказчик должен получить 10 ступеней из Украины. Также в договоре прописан пункт о пролонгации сотрудничества.

Русский след

Подтвердили полную непричастность к оснастке и установке на украинские ступени российских двигателей и производители последних. Как заявила «Капиталу» начальник отдела по связям с общественностью самарского предприятия «Кузнецов» Елена Меркулова, двигатели НК-33 проходят полную модернизацию в США. Она пояснила, что «Кузнецов» продал 47 двигателей НК-33 американской компании Aerojet Rocketdyne еще в 90‑х гг. прошлого века.

«Сегодня наше предприятие оказывает консультации Aerojet Rocketdyne по вопросу адаптации этих двигателей, которые американская компания поставляет для ракет-носителей Antares. Мы свои обязательства в рамках контракта с американским производителем выполнили, а сами двигатели после конструкторских изменений существенно изменили специ­фику работы», — говорит она. В российской компании считают, что на партнерских отношениях авария не скажется, так как доработкой занималась исключительно американская сторона.

Ожидание

Тем не менее для Южмаша сохранение контракта с американской компанией остается под вопросом. Собеседник «Капитала» на предприятии (пожелавший остаться неназванным) сообщил, что нередко после таких аварий приостанавливают финансирование связанных с инцидентом договоров. По словам Ткаченко, проект с Orbital на сегодня — единственный работающий у Южмаша. Поэтому потеря денежных потоков может губительно сказаться на дальнейшей судьбе предприятия.

Напомним, что в Южмаше ранее заявили о массовом увольнении сотрудников, тогда же в компании посетовали на существенное сокращение российских заказов, которые обеспечивали до 80 % загрузки. В частности, приостановлены программы «Морской старт», «Наземный старт», «Днепр», а также затормозился украинско-бразильский проект «Циклон-4» (подробнее см. «Капитал» от 21 октября).

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама