Інтереси

кадры

Каждый седьмой украинец пытается отомстить бывшему работодателю. Рекрутеры составляют черные списки, а руководители ищут способы защиты от экс‑подчиненных

В Украине, в отличие от других стран, месть уволенного персонала особой жестокостью, к счастью, не отличается. По крайней мере, бывшие сотрудники не расстреливают своих коллег, как в США или Китае. Но несмотря на усилия службы безопасности, полностью застраховаться от пакостей экс-работников компании все же не могут. И если с топами ситуацию еще как‑то регулируют трудовые договоры и подписанные документы «О неразглашении», то с рядовыми — катастрофа.

Месть бывает разной

Наиболее распространенный способ мести сегодня — интернет и социальные сети. Преимущества такой расправы очевидны. Во-первых, интернет позволяет работнику удовлетворить свое желание вендетты с минимальным риском — вычислить его почти невозможно. Во-вторых, даже если все написанное — неправда, работодателю понадобится некоторое время на удаление информации из сети. А негатив о задержках с выплатами зарплат, необоснованными штрафами и отказом от выдачи бонусов почти наверняка отпугнет энное количество претендентов на роли «ценных» сотрудников для компании. Плохие отзывы и сайты с черными списками недобросовестных работодателей и детальным перемалыванием косточек нерадивым начальникам практически ежедневно обновляются: 80 % информации в них — это негатив.

С соцсетями еще проще: в большинстве случаев профильные специалисты «знают в лицо» коллег из конкурирующих компаний. И ничто не мешает уволившемуся сотруднику разослать соответствующий месседж о поступке экс-работодателя или создать группу с публичным обсуждением ситуации. Особенно эффективен этот способ мести для брендовых компаний.

Самый простой способ — оставить неразбериху в делах. Не смертельно для босса и преемника, но неприятно. Именно так и поступил в свое время менеджер по маркетингу кондитерской компании Александр Винниченко. «После известия, что «в моих услугах больше не нуждаются», мне потребовалось всего полдня, чтобы запутать документы, «потерять» отчеты, уничтожить базы контактов и рабочую переписку подрядчиков и контрагентов. Разумеется, все это не так уж страшно, но занявшему мое место сотруднику понадобилось несколько месяцев, чтобы разобраться в делах», — хвастается он.

Кстати, базы данных и контакты уничтожать вовсе не обязательно. Можно просто «захватить» копии с собой и передать их конкурентам (бескорыстно или за неплохую мзду). Как отмечает партнер консалтинговой компании «Астра Бизнес Консалтинг» Тарас Полюлях, наказать экс-сотрудника за утечку конфиденциальной коммерческой информации работодателю в Украине довольно сложно.

Мелкие кражи и порча имущества — способ мести рядовых сотрудников. Водитель строительной компании Михаил вспоминает, что перед увольнением залил в бак самосвала стоимостью несколько сотен тысяч долларов какую‑то жидкость, из‑за которой автомобиль через три дня пришел в негодность. «Поскольку я там уже не работал, доказать ничего не смогли», — радуется он.

Более прогрессивные мстители пишут жалобы в налоговую инспекцию и службу по охране труда, которые затем измучивают работодателя проверками. «Такие неприятности, хотя и не вызывают широкого резонанса и не оказывают влияния на репутацию компании, но имеют материальный характер и потому весьма ощутимы», — говорит HR-менеджер страховой компании Елена Лукань.

Как правильно расстаться

По данным Ассоциации рекрутинговых агентств, три четверти жителей Украины, которые хотя бы раз меняли место работы, имеют претензии к бывшим работодателям. Как отмечает Тарас Полюлях, такой высокий процент неудовлетворенности связан с тем, что нередко при расставании с сотрудником компании допускают грубые ошибки и правонарушения.

«Чаще всего бывшие сотрудники решаются насолить работодателю в случае сокращения без положенных денежных компенсаций или необоснованного увольнения по статье, — объясняет эксперт. — Но некоторые менеджеры считают, что увольнение — это просто долгожданная возможность со всеми рассчитаться». Например, с двуличными коллегами, тираном-начальником,  несправедливой компанией.

Нередко сами компании и начальники провоцируют пакости в свой адрес. По словам директора кадровой компании «Навигатор» Сергея Беляева, уволенные сотрудники редко берут на себя ответственность за свою неэффективность и чаще склонны искать причины в других. «Часто оказывается, что причинами нелюбви к начальству и фирме оказывается собственное «рыльце в пушку»: невыполнение плана, нарушение трудовой дисциплины, неуживчивость в коллективе, неприятие субординации, завышенное самомнение и претенциозность, а также банальная зависть к тем, кто лучше их», — перечисляет причины собеседник.

Украинские менеджеры делают первые шаги в отстаивании своих прав в суде, но только тех из них, которые были зафиксированы официально. А вот доказать нарушение неписаных договоренностей — например, невыплату серых бонусов и зарплат — практически невозможно. Но кто знает, на что способен обиженный топ, имеющий доступ к конфиденциальной информации? Экономия на выплате нескольких окладов может обернуться серьезными проблемами для компании.

По наблюдениям директора кадрового бюро «Характер» Анны Демидовой, с сотрудниками, имеющими доступ к конфиденциальной информации, — с финансовыми, коммерческими директорами, начальниками служб безопасности, — компании обычно предпочитают расставаться деликатно, по согласию сторон. «Очень редко, когда история их увольнения носит недружелюбный характер», — утверждает она.

Отдельная тема — увольнение IT-специалистов и главных бухгалтеров. Эти люди владеют или имеют доступ к секретной информации, поэтому страшны в гневе. Классика жанра: обнародование заработных плат в последний день ухода, после выдачи трудовой книжки, — рассылка файла всем сотрудникам компании.

Программисты используют для отмщения арсенал профессиональных знаний, поэтому выпроваживать из фирмы их надо весьма аккуратно.

Кто ответит за пакости

Расплата может дорого обойтись менеджеру. Какой работодатель захочет взять сотрудника, способного запросто нанести вред компании? «В одной отрасли все друг друга знают, поэтому устроиться конфликтному специалисту всегда сложнее», — считает партнер компании Executive Search «Анкор СВ» Алла Коняева.

У работодателей и рекрутеров тоже есть черные списки сотрудников. Рекрутеры, скорее всего, откажутся от дальнейшего сотрудничества с соискателем, если после удачного собеседования бывший работодатель даст ему негативную характеристику.

Есть и другой риск: по истечении некоторого времени пересечься с экс-коллегами уже на другой работе. К примеру, Николай Тягнушенко говорит, что сменить профессию ему пришлось после того, как его начальником на новой работе неожиданно стал бывший босс, которого он высмеял перед своим уходом из прошлой фирмы.

Обида на работодателя видна уже на собеседовании, когда кандидат объясняет причины ухода с работы. «Нужно внимательно следить за соискателем, когда он рассказывает о сложностях на нынешней работе, как он их позиционирует, кого видит виноватым в непростых или конфликтных ситуациях, а также оценивать адекватность увольнения, мимику, интонации», — резюмирует Беляев.

Проверяй — не доверяй

На основании полученных ответов можно спрогнозировать отношение человека к будущему работодателю. Но, к сожалению, никакие меры не обезопасят на 100 %. Как помешать человеку «случайно» сломать компьютер, нажать клавишу Delete или написать пакостное письмо? Никак.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама