Как встретишь Новый Год, так его и проживешь...
Петр Порошенко встретил 2016-й год, неправильно назвав имя украинского чемпиона по боксу Усика, продолжил — фейковой обложкой журнала The Economist World in 2016. Его заявление о выдвижении Валерии Гонтаревой на звание лучшего центрального банкира мира выглядит в этом контексте следованием наработанной закономерности. Вот с этой закономерностью, а точнее — с двумя различными закономерностями, мы попробуем разобраться в данном материале.
Когда в системе — только «стрелочники»...
Начнем с «казуса Economist». Здесь, справедливости ради, необходимо отметить, что данный «ляп президента» имеет своего вполне конкретного автора (или их группу). Собственно говоря, сама идея — мол, желаем нашему Президенту по итогам наступающего 2016 года заменить Владимира Путина в числе самых влиятельных мировых лидеров по версии Economist — не из худших, хотя, разумеется, и не относится к вершинам креатива.
Однако, воплощение этой идеи «средней руки» оказалось абсолютно бездарным: Петр Порошенко стал объектом миллионов издевательских шуток и «фотожаб».
Во всей этой истории главное, что бездарность неизвестного исполнителя из АП с точки зрения «внешнего наблюдателя» воспринималась как неадекватность всем известного политического лидера, который вывешивает на своей официальной страничке фейк, сделанный при помощи фотошопа.
Впрочем, нет такой ошибки, которую нельзя было бы усугубить. Пиар-служба Президента, пытаясь исправить положение, сделала два взаимоисключающих действия:
1) сняла пост из официальных страничек (на его месте, «как и положено» — запись «страница не найдена»)
2) объяснила суть «шутки юмора»: «Относительно нашумевшего поста с обложкой, которую по нашей просьбе был снят с официальных страниц Петра Порошенко: в подарочном экземпляре итогового годового журнала The Economist World in 2016 нами (пресс-службой) были заменены год — на 2017 и портрет Путина. Кроме массы позитивных ссылок на официальные странички, этот пост вызвал новогоднюю бурную реакцию отдельных подписчиков и российских СМИ. Последние без единой капли юмора, восприняли эту обложку как вполне реальную перспективу потери Россией места среди мировых лидеров».
Вопрос из сферы элементарной логики и здравого смысла: если смысл шутки не поняли только «отдельные подписчики» (т.е. — явное меньшинство) и российские СМИ (которые, как мы знаем, «по долгу службы» порочат любое высказывание украинского Президента), то зачем убирать пост, который понравился «массе» пользователей социальных сетей?!
Собственно говоря, этот эпизод — очень яркий по «выхлопу», но, к сожалению, вполне типичный с точки зрения частоты появления «президентских ляпов». И в нем, как в капле воды, отражается все море проблем, порожденных процессом развала бюрократических структур на всех уровнях власти.
Ведь, при всем косности и консерватизме бюрократической системы, у нее имеется важнейшая функция — «защита от дурака», т.е., блокирование действий, в том числе — в информационном поле, наносящих ущерб системе власти и/или представляющих власть некомпетентной.
И, на самом деле, о некомпетентности пиар-команды Президента больше говорит не вышеприведенный «ляп», который можно списать на «эксцесс исполнителей», а, казалось бы, небольшая и малозаметная ошибка: в заставке перед новогодним обращением Петра Порошенко и в самом обращении Президента было ошибочно названо имя известного украинского боксера Усика — Владимир вместо Александр.
Однако, с точки зрения «бюрократической машины», именно такие ошибки наиболее красноречиво демонстрируют качество подготовки публичных выступлений/заявлений первого лица: никто не верифицирует тексты. Или верифицирует, но ровно на свою зарплату в 2-3 тысячи гривен. Из этой же серии недавнее поздравление Президентом Папы Римского с 80-летним юбилеем в день.... 79-летия....
Собственно говоря, о катастрофической ситуации с подготовкой публичных действий Президента стало понятно еще в мае 2015 года, когда Петр Порошенко через свою ФБ-страничку обратился к владельцу Facebook Марку Цукербергу с просьбой открыть офис компании в Украине. Тем самым, Президент поддержал обращение некого Григория Купершмидта (Израиль) к Марку Цукербергу, который пожаловался на несправедливость при блокировании страниц и сообщений украинских пользователей со стороны Facebook, объясняя это тем, что украинский сегмент курирует российский менеджмент.
Если бы в АП существовала стандартная бюрократическая процедура, то на каких-то уровнях согласования было бы отмечено:
1) Facebook является частной компанией, обращение к которой по поводу открытия офиса в Украине от Президента выглядит, мягко говоря, странно и может вызвать ироническую реакцию Марка Цукерберга (особенно — в силу его склонности к легкой раскованности и «неформальности»);
2) Модерирование содержания украинского Facebook осуществляется из ирландского офиса в Дублине, что было известно из ОТКРЫТОЙ информации, размещенной на официальном сайте компании;
3) исходя из 1) и 2), существует большая вероятность того, что ответ Марка Цукерберга на запрос Президента Украины может нанести последнему «репутационные потери».
Однако, в связи с тем, что процедура «защиты от дурака» сломана, все завершилось так, как и должно было завершиться: Марк Цукерберг дал ответы.
1) На вопрос президента Украины Порошенко о возможности открытия представительства Facebook в Украине, он ответил, что со временем такую возможность могут рассмотреть, но пояснил, что целесообразность лежит в плоскости развития компании;
2) «Звучали также вопросы, модерируются ли сообщения, сделанные украинцами, россиянами в то время, когда между Украиной и Россией продолжается конфликт. Это не соответствует действительности — у нас нет такого российского офиса. Поэтому каждый, кто думает, что модерация происходит с российской офиса антиукраинским модераторами, ошибается». Г-н Цукерберг пояснил, что модерацию осуществляют работники представительства компании в Дублине, владеющие языком, на котором сделано сообщение.
Выводы о целесообразности запроса на основании ответов владельца Facebook, Вы можете сделать сами.
Однако, как и в вышеприведенной паре «ляпов» — в неудачном размещении обложки The Economist World на официальных страничках Президента и ошибке в имени боксера — ляп, «парный» к «фейсбучному» вызывает весьма мрачные мысли. Ровно в день ответа Марка Цукерберга на запрос Петра Порошенко, пресс-служба Президента распространила сообщение о том, что «во время встречи в Аахене Президент Финляндии Саули Нийнистьо пригласил своего украинского коллегу Петра Порошенко посетить линию Маннергейма в удобное для него время».
Прошу терпеливого читателя еще раз перечитать последнюю фразу. Если Вы не заметили ничего странного, то вполне годны к работе в пресс-службе Президента Украины. Ну, а если задали вопрос — «а где сегодня находится линия Маннергейма?!», то Вы — безответственный критикан, не видящий позитивных изменений, произошедших в стране после «революции достоинства». Такой же, как автор этих строк...
Сегодня «линия Маннергейма» находится в глубине территории России, существенно дальше от границы Финляндии, нежели Выборг, который можно назвать приграничным городом только с большой натяжкой. И, чтобы не попасть в нелепое положение, достаточно либо включить элементарную логику (раз СССР прорвал линию Маннергейма, то она находится в глубине территории СССР/РФ), либо заглянуть в Википедию...
Но, есть и третий вариант — «не париться» вначале, а потом стереть сообщение на официальном сайте. Впрочем, это путь «404»...
Смотрюсь в себя, как в зеркало...
К другому типу «ляпов» относится знаковое заявление Президента Петра Порошенко на пресс-конференции относительно главы НБУ Валерии Гонтаревой: «Для меня последней приятной новостью было то, что Гонтареву выдвинули на звание лучшего центрального банкира мира. Для меня это четкая оценка работы».
Разумеется, это вызвало шквал иронии, особенно исходя из невысокого уровня доверия к деятельности главы НБУ внутри Украины. Более того, сразу же выяснилось, что в рейтинге от октября 2015 года американское издание Global Finance поставило Валерию Гонтареву в десятку ХУДШИХ руководителей центробанков мира по итогам 2015 года. Рядом — главы центральных банков Ирака и Нигерии, позади лишь главы ЦБ Венесуэлы, Гватемалы и Узбекистана.
Ну, а в отчете о конкурентоспособности стран Global Competitiveness Report на нынешнем ежегодном Всемирном экономическом форуме в Давосе, по критерию надежности банков Украина заняла последнее место (140-е из 140-а).
Вполне естественным можно считать желание некоторых журналистов найти ответ на вопрос — кто же подставил Президента? Особенно после того, как пресс-служба Национального банка заявила, что НБУ не выдвигал свою главу Валерию Гонтареву на участие в рейтингах глав Центрального банка.
Однако, из ответа Администрации Президента на запрос информагентства «Украинские Новости» следует, что в АП нет документальных свидетельств, кто и каким образом проинформировал главу государства о выдвижении главы НБУ Валерии Гонтаревой в соискатели на звание «лучшего центрального банкира года».
На самом же деле, никто Президента не подставлял — это была его собственная импровизация. Зачем?! — чтобы ответить на этот вопрос, нужно описать схему осознания действительности Петром Порошенко, которая приводит к подобным заявлениям. (Тот «сон разума», который порождает таких «химер»).
Дело в том, что в сложных ситуациях, у Президента Порошенко включается т.н. «солипсоидный» тип осознания внешнего мира: он вступает в отношение с реальностью, исключительно, как с элементом своего внутреннего мира. Упрощенно, Президент реагирует на свои внутренние ощущения (в том числе — подсознательные реакции) на внешние события. Результатом такой реакции является вербализация им выхода из сложившейся ситуации в соответствии с одним из принципов (иногда — в соответствии с обоими):
1) «вот было бы здорово, если бы это оказалось правдой!»
2) «вот было бы здорово, если бы в это поверили!».
В случае с «лучшей в мире Гонтаревой» можно говорить, скорее о желании, чтобы «в это поверили».
А вот, можно сказать, хрестоматийный случай, на тему «вот было бы здорово, если бы это было правдой!». Речь идет об эпизоде, когда Петр Порошенко в телефонном разговоре с премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном 14 августа 2014 года заявил о вторжении на территорию страны колонны российской военной техники и о ее частичном уничтожении. Согласно информации на официальном сайте Президента Украины: «Собеседники скоординировали действия по реагированию на информацию о заходе на территорию Украины из России военной техники, что четко зафиксировали международные журналисты, в частности газеты „Гардиан“. Президент сообщил, что эта информация достоверна и подтверждена, поскольку значительная часть этой техники была уничтожена ночью украинской артиллерией».
В то время особенности внутреннего мира украинского Президента еще не были известны миру, а потому его слова были восприняты всерьез: мировые рынки отреагировали падением на сообщение из Киева, появившееся в районе 19-00.
Фондовый индекс Standard&Poor’s 500 на 19.10 снизился на 0,1%, Dow Jones Industrial Average — на 0,2%, Stoxx Europe 600 потерял 0,3%. По состоянию на 20.05 индекс S&P 500 упал на 0,5%, Dow Jones Industrial Average потерял 0,6%. По информации агентства Bloomberg, до этого сообщения все индикаторы росли на позитивных статистических данных из США.
Американцам пришлось срочно «разряжать» ситуацию; 16 августа 2014 года в сообщении представителя Совета национальной безопасности США Кэтлин Хэйден, размещенном на сайте Белого дома было заявлено: «Мы работаем, чтобы собрать больше информации в связи с сообщениями о том, что украинские силы вывели из строя машины российской военной колонны на территории Украины. Мы в настоящее время не в состоянии подтвердить эти сообщения».
На самом же деле, именно этот эпизод стал первым из многих, посеявших сомнения на Западе в возможности продуктивного «союзничества» с Петром Порошенко. Ведь вышеприведенное описание «солипсоидного» типа мышления слишком громоздко, по сравнению с кратким клеймом: «безответственность за сказанное».
Аналогичный по фееричности случай, правда, уже на тему «вот было бы здорово, если бы в это поверили!» — заявление Президента в интервью итальянской газете Corriere della Sera, вышедшее 30 июня 2015 года: «Сегодня по приказу Путина на территории нашей страны находятся 200 тысяч человек, вооруженных танками, реактивными системами залпового огня, а также зенитными ракетными комплексами. Один из них сбил гражданский малайзийский авиалайнер в прошлом году».
Нужно отметить, что в те дни штаб АТО оценивал общее количество боевиков самопровозглашенных республик в 37-42 тысячи, из них российских военнослужащих — порядка 9 тысяч. НАТОвские источники оценивали количество российских военнослужащих в «более, чем 1000».
Ну, и в заключение — еще одно, весьма характерное заявление Президента, сделанное год назад, 11 февраля 2015 года: «Две недели назад была начата мощная кампания, информационная война против Украины с попыткой сорвать мобилизацию. К этому были привлечены так называемые журналисты, так называемые общественные деятели. И это является такой же угрозой, как и враг на фронте. СБУ уже нашла, где формировалась антиукраинская активность, и на сегодняшний день уже взяты за одно место 19 активных критиков мобилизации. По моему поручению СБУ будет продолжать эту работу и дальше».
На самом деле, никаких 19 «активных критиков мобилизации» не было. Был ОДИН Руслан Коцаба, задержанный 8 февраля. Журналист записал видеообращение, в котором призвал «адекватных людей» отказаться от мобилизации. И который «за критику мобилизации» (по определению Президента!) уже год сидит в тюрьме по обвинению в «измене Родине»...
Прошу прощения, первый раз комментарий пишу.
Вот тут, довольно грязно, но интересно написано о том, почему на Украине произошел Майдан и почему он закончился сменой Яценюка на Гройсмана. - http://zugunder.com/index.php?topic=152663.0
Автор всё сильно упрощает, его взгляды весьма поверхностны, ватны и грубы, но что-то тут есть.
Идея, что с завершением аферы сланцевого пузыря, глобальные корпорации потеряли интерес к украинским активам и согласились на замену "своего" Яценюка на представителя местных элит-дерибанщиков Гройсмана точна.
Так что гипотеза имеет право на жизнь.
Всё это было бы смешно, если бы не было так грустно. Хотя если сравнить Петю с его ордынским визави, то в сравнении с ним Петя выглядит белым и пушистым.
А по большому счёту: "Бачили очі що купували..." 2016-й расставит точки над і...
Можно по-разному рассматривать постсоветских руководителей, но Украине и Грузии по всем оценкам не повезло.
Я насчитал аж 3 "мира". Мир в котором живет президент Порошенко, весь мир и мир в котором живет Украина(или они думают что там живут).
«Дело в том, что в сложных ситуациях у Президента Порошенко включается т.н. «солипсоидный» тип осознания внешнего мира»… Да, я помню, Дмитрий, вы уже излагали где-то эту теорию. Но как-то я с ней не согласная. )) Ему просто «сверху» РАЗРЕШИЛИ. Разрешили врать. Разрешили убивать. Разрешили жечь или бросать в тюрьмы несогласных. Он просто следует «тренду». «Все, что сделал предъявитель сего, сделано на благо государства и по моему приказу». (с., «Три мушкетера»). Не было бы этой безграничной (а безграничной ли?) индульгенции, уверена, «тип осознания внешнего» мира был бы гораздо более адекватным.
Ну это Дмитрий Георгиевич еще про поздравление с "юбилеем" понтифика не упомянул... (вместо многоточия шепот С.Л.)
Дмитрий, а почему на сайте Капитала нет известного пророка и оракула Славы Рабиновича? Он везде ведь.
5 баллов Дмитрий, остается добавить, что эти сомнамбулические состояния происходят у него глубоко из детства , в котором отец жёстко третировал и унижал слаборазвитого физически и умственно мальчика, на фоне его сверстников, что и привело к рождению чудовищного супернарцисса ( все, кто с ним общается лично, подчеркивают его невыносимое высокомерие и презрение к окружающим), с истеричной сущностью и попытками перенести это на окружающих, отсюда эти смешные с точки зрения реального контроля над аудиторией манцы жирными пальчиками.
Эта особь не способна к восприятию адекватной реальности, трезвой оценке своих возможностей и какой-либо вообще их коррекции.
Короче украинцы избрали среднестатистического истерика, треть жизни проведшего перед зеркалом, трусливого, крайне жестокого к любым проявлениям критики, который благодаря коррупционным связям и навыкам отца стал посредственным олигархом на территории постсовка.
И эти качества делают его самым опасным человеком в кресле президента, его полная неспособность к признанию собственной ущербности, признанию собственных ошибок и как следствие их коррекции закончится такой кровью. что Донбасс покажется прогулкой.