Фінанси

рейтинг

Исследование корпоративных банковских сайтов от Investor Relations Agency

Исследование корпоративных банковских сайтов от Investor Relations Agency

Исследование корпоративных сайтов банков с точки зрения доступности информации, необходимой для потенциальных и действующих инвесторов (акционеров) Investor Relations Agency проводит с 2011 года. В этом году в выборку попали банки I–II группы по классификации НБУ на 01.01.2014 г., за исключением финучреждений с временной администрацией на момент публикации исследования.

Для исследования была взята за основу разработанная в 2011 году специальная базовая шкала анализа, состоящая из 12 основных разделов, включающих более 40 критериев. С учетом актуальных трендов некоторые параметры претерпели изменения. Например, введена оценка истории раскрытия финансовой отчетности, расширены критерии оценки системы корпоративного управления (введена позиция «Корпоративный секретарь», «Комитеты банка»), введен критерий качества раскрытия информации банка как эмитента ценных бумаг, введена группа критериев «Корпоративная социальная ответственность», введен анализ качества и истории раскрытия данных о кредитных рейтингах, трансформирован раздел интерактивных технологий коммуникаций. Оценка проводилась по 5-балльной системе.

Целевая аудитория

Все анализируемые банки в период с 2012 г. по 2014 г. осуществили редизайн и трансформацию своих корпоративных сайтов, направленные на создание более эффективных коммуникаций со своими целевыми аудиториями продуктного ряда. Изменения проводились как в функциональной структуре, так и в дизайне и юзабилити сайта. Под целевой аудиторией банки видят исключительно клиентов, а не инвесторов. Однако уже намечается тенденция включения инвесторов в целевые группы коммуникаций. Если в 2012 году только треть сайтов имели отдельные страницы для раскрытия информации, в 2014-ом этот показатель вырос до 36% (12 из 32 банков). При этом ни у одного из банков не была сформирована специальная страница, отвечающая требованиям Investor Relations к корпоративным сайтам, и на которой была бы сконцентрирована вся необходимая инвестору информация. Как и ранее, инвестор вынужден догадываться, где на сайте можно найти интересующие его данные. Фокус коммуникаций банков смещается от концентрации на продуктовом ряде к многофункциональности с приоритетом на имиджевое восприятие. Клиент банка, как и инвестор, заинтересован в максимальной доступности информации, необходимой для анализа устойчивости и надежности банка. Кризис в банковской системе при усилении регуляторных требований будет мотивировать банки к дальнейшей трансформации контента корпоративных сайтов для повышения вовлеченности вкладчиков в деятельность банка.

Структура собственности

Начиная с 2012 года, по требованию НБУ, банки обязаны раскрывать структуру собственности. Сделали это только 78% исследуемых банков (8 банков не раскрыли структуру собственности). Отметим, что в 2012 г. 100% банков раскрыли структуру владения акциями. Мы можем констатировать, что банки начали раскрывать реальных бенефициарных собственников, но большая часть ограничивается формальным раскрытием структуры. Вкладчик банка, как правило, руководствуется информацией о фактическом собственнике по данным СМИ и фактически принимает на себя риски, источником которых является бенефициар. В результате исследования мы отмечаем еще один новый тренд: раскрытие 37 % банками доли владения акциями членами наблюдательных советов (это сделали 12 банков из 32).

Финансовая отчетность

Традиционно лучше всего заполнен блок «Финансовая информация». Размещения информации стало оперативнее, практически все банки разместили как годовую, так и квартальную финансовую отчетность по национальным стандартам. Почти на всех сайтах можно увидеть финансовую отчетность за несколько лет, что дает возможность проанализировать динамику изменения финансовых показателей. Но только у 50% банков финансовая отчетность сформирована по стандартам МСФО. Мы отмечаем, что 53% банков на корпоративных сайтах раскрывают данные об аудиторских отчетах. Частично это можно объяснить незавершенностью процесса перехода банков на применение международных стандартов, частично — непозиционированием сайта как точки коммуникаций с инвесторами. Финансовая отчетность банков стала доступнее для клиентов и инвесторов: практически 100% банков предоставляет возможность скачивания необходимых файлов, но исключительно в формате *.pdf, что не позволяет загружать их в аналитические программы и затрудняет анализ.

Эмиссии акций

Все украинские банки являются публичными акционерными обществами. Но регистрационные данные об акциях банках можно найти не на каждом сайте: 17 из 32 банков (51%) их не раскрывают. Между тем, исследование в 2014 году показало, что если в 2011 году лишь «Укргазбанк» раскрыл проспект эмиссии акций, то спустя три года это сделали уже 3 банка («ПриватБанк», «Фидобанк», «Златобанк»). Интересно, что несколько банков, раскрывавших ранее проспекты эмиссий акций, перестали это делать. Такое отношение банков к этому типу информации (законодательно определена как публично доступная как при открытых, так и закрытых размещениях акций) обусловлено отсутствием заинтересованности в привлечении акционеров из числа внутренних инвесторов и высокой концентрацией капитала. Ни на одном сайте, включая и 2 банка, чьи акции торгуются на Украинской бирже — Райффайзен Банк Аваль и UniCreditBank (объединенный с «Укрсоцбанком») не удалось найти не только упоминания о вхождении в биржевой список, но и какой-либо информации о результатах торгов акциями соответствующего банка.

Корпоративное управление

Есть положительные тенденции в части раскрытия информации, относящейся к параметру «Корпоративное управление». 42% банков раскрыли структуру корпоративного управления с описанием полномочий и функционала органов управления. Десять банков даже опубликовали Кодекс корпоративного управления, 66% банков раскрыли основные корпоративные положения (Положение об Общем собрании, Положение о Правлении, Положение о Ревизионной комиссии). Устав доступен для инвесторов только у 69% банков, при том, что устав является корпоративным документом с публичным доступом.

Информация о членах правления приобрела более открытый формат и стала сопровождаться фото и биографиями. Однако 3 банка не раскрыли состав правления в принципе, 8 банков не раскрыли состав наблюдательного совета. На момент формирования исследования данные о независимых директорах в составе членов наблюдательного совета раскрыли только 2 банка: Укргазбанк (участник проекта IFC по корпоративному управлению в банковском секторе Украины) и Альфа-Банк (Украина). Очевидно, что практика привлечения независимых директоров в банках Украины на данный момент не имеет широкого распространения. С принятием Закона Украины № 1587-VII «О внесении изменений в закон Украины „О банках и банковской деятельности“ относительно определения особенностей корпоративного управления в банках», банкам будет необходимо провести реформирование систем корпоративного управления. Как следствие, приоритетом должны стать корректировки контента корпоративных сайтов, связанные с органами управления и контроля.

В банках-акционерных обществах выплата дивидендов не нашла широкого распространения, в связи с чем данные о дивидендной политике в свободном формате раскрыты лишь шестью банками (в формализованном документе — двумя банками).

Общие собрания акционеров

Из серьезных позитивных сдвигов в сфере корпоративного управление можно отметить повышение качества раскрытия информации по Общим собраниям акционеров (57% — 2014). Если раньше нужно было искать уведомление о проведении Общего собрания акционеров среди других новостей, то сейчас банки выделили эту информацию в отдельную группу и предоставляют возможность доступа к архивам, скачиванию протоколов Общего собрания акционеров. А в некоторых случаях и протоколов подведения итогов голосования (протоколов счетной комиссии), актов (отчетов) Ревизионной комиссии.

Построение коммуникаций

Если вы акционер банка, то вам будет крайне затруднительно найти сотрудника, отвечающего за коммуникации с инвесторами. Только 8 из 32 банков дают персональные контакты для коммуникаций, превалирует полная обезличенность коммуникаций через контакт-центры. Как правило, специалисты колл-центров не владеют информацией, не касающейся банковских продуктов: например, об Общих собраниях акционеров, контактных данных корпоративных секретарей, депозитарных учреждений, ведущих учет прав собственности на акции и др. Интересен еще один удивительный факт: данные о корпоративном секретаре раскрыло только одно финучреждение — Укргазбанк, при том, что в ряде банков, по нашим данным, есть сотрудники, фактически выполняющие функции корпоративных секретарей. Мы предполагаем, что с точки зрения руководства банков, корпоративный секретарь пока еще не является публичной фигурой. Публичными спикерами банков остаются исключительно сотрудники продуктных направлений, а в ряде случаев — топ-менеджмент.

Система управления рисками

В ряде банков в разделах, посвященных корпоративному управлению, представлены данные о системе управления рисками. Преимущественно эти данные являются обобщенными и декларативными, поэтому не могут дать инвестору достаточного представления об эффективности управлениями рисками в анализируемом банке. Наметилась тенденция раскрытия данных о комитетах банков. Практика создания комитетов наблюдательного совета в Украине пока не нашла широкого применения (пока только в ПУМБе раскрыта структура комитетов наблюдательного совета).

Раскрытие регулярной информации

В отношении раскрытия особой и регулярной информации банки как эмитенты показали наибольший прогресс: 31 из 32 анализируемых банков раскрывают на корпоративном сайте отчетность эмитента. Если ранее раскрытие осуществлялось в виде ссылки на Общедоступную базу НКЦБФР, то сейчас информация размещается на сайте банка, включая возможность доступа к архивам и скачиванию файла.

Однако раскрытие информации на данном этапе пока является в большей степени формальным соблюдением нормативных требований, чем практической реализацией преимуществ корпоративного управления. Основной фактор в части раскрытия информации — позиция собственников и менеджмента банка в применении корпоративного сайта банка как средства коммуникации не только с клиентской базой, но и инвестсообществом. Ранее уровень раскрытия публичной информации в большей степени определялся наличием иностранного капитала в уставном капитале банка, в 2014 году иностранные инвестиции уже не являются определяющим фактором. В I группе банков (по классификации НБУ) качество корпоративного сайта с позиции инвестора сильно разнится от банка к банку, во II группе (по классификации НБУ) качественный уровень довольно однородный и находится на уровне 50% от максимально возможного. Это свидетельствует о начале изменений в позиционировании банков в отношении инвестиционного сообщества, при пока еще низком темпе самих изменений.

Корпоративная социальная ответственность

В этом году впервые был проанализирован раздел «Корпоративная социальная ответственность» (КСО). Это обусловлено изменениями в Украине в этой сфере, а также все более устойчивом тренде требовательности инвесторов к обязательной социальной ответственности компаний перед обществом. Из 32 анализируемых банков только треть декларирует свою приверженность принципам КСО, при том, что нефинансовую отчетность раскрыло только 2 банка (что едва превышает 6%). Наиболее часто в данном разделе банки представляют информацию о собственных КСО-проектах, которые скорее относятся к благотворительным или спонсорским проектам. Говорить о развитии КСО в банковской среде именно как системе социальных инвестиций пока еще рано.

Мультимедийность

Отдельно необходимо остановиться на технологической составляющей: финучреждения повышают уровень интерактивности и мультимедийности корпоративных сайтов, выросло число банков, использующих для коммуникаций социальные сети и скайп-телефонию. 51% банков осуществляют коммуникации через соцсети, среди наиболее популярных Facebook, Twitter, Youtube, Вконтакте. В некоторых случаях отмечается низкий уровень контента и оперативности его обновления на корпоративном сайте при одновременном постоянном новостийном потоке в социальной сети. Практически все банки обновили дизайн и формат сайтов, адаптировав его под требования мобильных устройств. Но пока единичные финучреждения разработали специальные мобильные приложения.

Интерактивность

Если в 2012 году самым распространенным инструментом являлась форма обратной связи, то сейчас используются системы on-line консультаций и чатов. По большинству продуктов разработаны интерактивные пособия и калькуляторы для клиентов. Интерактивность направлена исключительно на клиентскую аудиторию: для инвестора отсутствуют специальные сервисы по расчету стоимости акции или облигации на соответствующую дату и другие специальные сервисы on-line коммуникаций. На сайте «КредиАгриколь Банка» размещена ссылка на сайт для инвесторов группы CreditAgricole, которая может быть интересна как практический пример сайтов для акционеров (инвесторов).

В 2013 году впервые в Украине ПУМБ реализовал проект — «Интерактивный годовой отчет». Пока это единственное исключение на рынке. При этом банки все более активно используют графическую визуализацию данных (27 %). Аналитику для клиентов представили на корпоративных сайтах только 5 из 32 анализируемых банков (ПриватБанк, Райффайзен Банк Аваль, ПУМБ, Альфа-Банк (Украина), БТА Банк). Качество и периодичность обновления аналитики различается, но с нашей точки зрения, аналитика может стать эффективным инструментом повышения лояльности клиентов и инвесторов банков.

Привлечение розничного инвестора

Учитывая потенциал базы розничных инвесторов, украинские банки могут получить значительную инвестиционную поддержку не только от притока депозитных вкладов, но и за счет развития розничного инвестирования населением в акции и облигации финучреждений. Под влиянием изменения настроений в обществе банки могут открыть в корпоративном управлении ранее неиспользуемые и несправедливо недооцененные инструменты повышения доверия, контроля и предупреждения рисков. Кроме того, обратить внимание на возможности привлечения долгосрочных ресурсов через размещения акций для своих вкладчиков (в рамках программ — «Привилегий» как поощрение в виде доступа к управлению и участию в операционной прибыли). Банкам необходимо пересмотреть концепцию наполнения корпоративных сайтов, а также более активно использовать инструменты корпоративного управления коммуникаций с инвесторами при построении как корпоративных сайтов, так и специальных страниц для инвесторов. Дружественность к инвестору корпоративного сайта может стать источником долгосрочных дружественных инвестиций в капитал банка.

Самые открытые для инвесторов

Банки, набравшие максимальное количество баллов, с точки зрения доступности информации для инвесторов

ПУМБ 3,83
UniCreditBank 3,54
Альфа-Банк (Украина) 3,48
ПриватБанк 3,47
Райффайзен Банк Аваль 3,33
VAB Банк 3,15
УкрСиббанк 2,95
Киевская Русь 2,86
Дельта Банк 2,76
КредиАгриколь Банк 2,65
Укрэксимбанк 2,58
Надра Банк 2,58
Хрещатик 2,50
Пивденный 2,46
UniversalBank 2,45
Имексбанк 2,44
Укргазбанк 2,41
Проминвестбанк 2,40
Фидобанк 2,40
Родовид Банк 2,38
ВТБ Банк 2,30
ОТП Банк 2,25
Златобанк 2,24
Банк Кредит Банк 2,23
Финансовая Инициатива 2,21
Всеукраинский Банк Развития 2,14
БТА Банк 2,07
ИНГ Банк Украина 1,98
Укринбанк 1,58
Сбербанк России 1,57
Ощадбанк 1,20
Финансы и Кредит 1,13


Источник: Investor Relations Agency ©, 2014

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама