Хобби

выставки

Через тревогу — в будущее

Через тревогу — в будущее
ЖАННА КАДЫРОВА - БЕЗ НАЗВАНИЯ, 2014

На прошлой неделе в PinchukArtCentre открылись сразу две выставки, едва ли не впервые полностью посвященные актуальному украинскому искусству — то есть показу нас сегодняшних и анализу того, что мы переживаем прямо сейчас в нашей частной и общественной жизни. Групповая экспозиция «Страх и надежда», объединяющая трех победителей Премии PinchukArtCentre — Артема Волокитина, Никиту Кадана и Жанну Кадырову, продлится до 5 октября, а персональный проект Алевтины Кахидзе проходит до 22 июня в камерном пространстве «РАС-UA»

«Страх и надежда» — это три индивидуальных, очень разных высказываний художников, объединенных общим политическим и социальным импульсом. Задуманный еще до Майдана, проект подвергся серьезным коррективам, став в итоге отражением переживаний и размышлений, вызванных драматическими событиями на Майдане, в Крыму и Донбассе. Все три художника, начиная с 2009 года получавшие Премию РАС как перспективные молодые арт-деятели, продемонстрировали в этот раз творческую зрелость.

Жанна Кадырова, широко известная своими разнообразными работами из кафельной плитки и прочих «стройматериалов», в прошлом году представляла Украину на Венецианской биеннале. На этой выставке Жанна исследует тему конфликта и включает в экспозицию раннюю серию фотографий 2003 года «Атлеты», снятых в Крыму: фрагменты обнаженных мужских и женских тел с условными трафаретными фигурками, инсценирующими борьбу и насилие. Они выглядят слегка абсурдно на телах расслабленных отдыхающих, но роль этих забавных человечков резко меняется от соседства с другими объектами в экспозиции — серией коллажей «Толпа» (2013) и особенно — стеной-моделью карты Украины, созданной специально для выставки. «Толпа» — это 40 витрин с коллажами из газетных вырезок, где герои разных новостных разделов объединяются на одной плоскости по принципу группового портрета. Каждый коллаж крайне интересен для разглядывания: толпа в Иране и на Кубе разительно отличается от скопления людей в США, Великобритании или Франции. В данном случае коллажи символически изображают протестные акции по всему миру, нивелирующие социальную разницу их участников.

Центральная часть экспозиции Жанны Кадыровой — вырезанная из сгоревшей стены бывшей советской фабрики в Шаргороде карта Украины с отколовшимся фрагментом в форме Крыма, одна сторона которой — обугленные кирпичи, а другая заклеена старыми советскими обоями. Пастельные цвета и незамысловатые, наивные узоры резко контрастируют с неровными краями карты и особенно ее черной изнанкой, свидетельствуя о внезапности политических конфликтов, ломающих привычный уклад жизни обывателя.

Никита Кадан, как и Жанна Кадырова, принадлежит к поколению молодых художников, заявивших о себе на волне революции 2004 года и сосредоточивших свое внимание на критике идеологических и социальных противоречий постсоветской Украины. В РАС Никита объединяет в одном пространстве несколько своих проектов, созданных за последние пять лет. Разнотипные объекты складываются в некое подобие исторического музея, где за надежными толстыми стеклами витрин представлены фрагменты и следы недавнего прошлого. В частности, массовых протестов минувшей зимы — вызвавший их произвол власти отражен в посвященной милиции «посудной» серии «Процедурная комната» (графические изображения на тарелках), а также в новых изысканных акварелях со сценами избиения протестующих бойцами «Беркута». Две витрины — «Вчера, сегодня, сегодня» (2012-2014) и «Рабочие материалы. Вина изображений» (2014) — это подборка самых разнообразных предметов, от фотографий и книг до фрагментов облицовки метрополитена, которые, по мысли автора, свидетельствуют о власти идеологии: никакое изображение не существует вне политики, говорит Кадан, даже порнография и абстракционизм. Два объекта фиксируют собственно события Евромайдана: «Администрация. Макет» — уменьшенная модель забаррикадированного входа в одесскую ОГА, а «Музей революции. Вина показа» — это модель части Украинского дома, ставшего зимой эпицентром столкновений. А самый впечатляющий объект в экспозиции Никиты Кадана «Экспонат. Неразделимое» (2014) представляет собой огромный стеклянный куб с пеплом внутри. Искрящийся в лучах электрического освещения, пепел не требует никакого объяснения — он и связан с событиями прошедших месяцев, и в то же время универсален, лишен привязанности к месту и времени, даже по‑библейски символичен.

Харьковчанин Артем Волокитин всегда апеллировал к самым личным переживаниям, исследуя телесность и пространство в своих грандиозных гиперреалистических живописных работах. На выставке в РАС он впервые обращается к теме социальных потрясений, показывая три полотна, посвященные насилию и разрушению, двигаясь от ужасающей красоты взрывов («Необратимая красота», 2014) к обезличенному пространству линейной черной абстракции, которая не оставляет места жизни и человеку. Горе, лишения, безнадежность остро звучат в видео «Сестры» (2006‑2014), где четыре сестры оплакивают смерть матери, превращаясь в обобщенные образы плакальщиц, теряя связь с конкретной, частной ситуацией. Это растворение личного горя и утраты в безличной неотвратимости, которую несет война, — пафос экспозиции Волокитина.

Один голос

Персональная выставка Алевтины Кахидзе «TV Studios / Комнаты без дверей» является первой в цикле проектов «РАС-UA. Переосмысление», направленных на выстраивание индивидуальных связей между художниками разных поколений. В данном случае Алевтина отталкивается от важной для нее работы Василия Цаголова, который в 1990‑х разрабатывал собственную теорию «твердого телевидения» — то есть реальности, которая может быть сконструирована подобно телевизионной. Начинающая художница увидела одну из инсталляций Цаголова в начале 2000‑х, в бытность студенткой Академии искусства, и обрела в ней подтверждение правильности собственного способа воплощения придуманных реальностей в жизнь.

У Алевтины Кахидзе пространство одного из залов РАС превращено в диковинный мир, наполненный детскими грезами и фантастическими видениями. Нежно-зеленые стены и мягкий сиреневый ковер, лежащие тут и там книги Саймака, Ле Гуин, Лема, Стругацких отсылают к тому времени, когда девочка из Ждановки в Донбассе могла уйти от окружающей реальности только благодаря чтению научной фантастики. В этом идиллическом придуманном мире расположен и уголок посвящения Цаголову — подиум с фотографией и телекартинкой, которая эту фотографию повторяет. Впрочем, без подсказки художницы узнать источник вдохновения в работе Цаголова было бы трудно, — так меняет общая атмосфера зала несколько жесткую интонацию его работ 1990‑х годов. Голос самой художницы постоянно звучит в зале, она читает разные фрагменты текстов — реалистичных, но и невероятных одновременно, жизненных и в то же время как будто придуманных гениальным фантастом.

Инсталляция Кахидзе — о том, как связаны воображение и наша обыденная повседневность, это возможность для зрителя совершить фантастическое путешествие в сознание художника.

Два проекта в РАС кажутся совершенно не связанными между собой, но это впечатление ошибочно. В «Страхе и надежде» мы видим, по сути, первый глубокий анализ революционных событий, их воздействия на общественное сознание, а не простой показ художественных явлений Майдана. Алевтина Кахидзе, художница очень женственная и камерная в своем творчестве, также неожиданно опирается на один из самых беспощадных социально-критических проектов 1990‑х, в котором Василий Цаголов работал с темой насилия и роли масс-медиа в его идеализации. Опыт насилия страшен для культуры и художников, веривших в постепенное преобразование общества мирными средствами, в жизнетворческую силу искусства. Но художник может и должен говорить об этом страшном опыте, диагностировать посттравматический синдром и заставлять смотреть в лицо своим страхам, не теряя надежды. Отличающиеся ясностью замысла, актуальностью темы и взвешенностью художественных решений, выставки в РАС дают такую возможность — оглянуться назад, преодолеть тревогу и боль, поверить в будущее.

 

Киев, PinchukArtCentre

Групповая экспозиция «Страх и надежда» - до 5 октября

Алевтина Кахидзе, «TV Studios/Комнаты без дверей» - до 22 июня

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
Покупка Продажа
100 долларов 2.694,14 0.0349 2.722,20 0.0204
100 евро 2.884,95 0.026 2.938,15 0.0137
10 рублей 4,40 0.0013 4,76 0.0015
Курс обновляется 1 раз в сутки
Виталий Шапран