Мнения

финансы

Почему Нацбанк должен был понизить учетную ставку

Почему Нацбанк должен был понизить учетную ставку

14 марта Правление Национального банка Украины оставило учетную ставку на уровне 18%. На мой личный экспертный взгляд решение не является оптимальным. Объясню почему.

Первое. Потребительская инфляция в Украине демонстрирует устойчивую понижающую тенденцию. Так, показатель инфляции в январе 2019 года — 1% в месячном измерении и 9,2% в годовом измерении — практически соответствовал траектории прогноза НБУ. В феврале инфляция существенно замедлилась — потребительские цены по сравнению с январем выросли на 0,5%. По данным Госстата, в годовом измерении (к февралю 2018) инфляция замедлилась до 8,8%. Базовый индекс потребительских цен, то есть инфляция, очищенная от шоков административного регулирования, в феврале снизилась с 8,7% до 7,7% годовых. НБУ пересмотрел прогноз по инфляции на второй и третий квартал в сторону уменьшения. Итак, инфляционное давление становится все слабее, инфляционные ожидания не повышаются.

Второе. Фактор укрепления гривны, которое наблюдается, положительно влияет на ценовую динамику. За период между двумя решениями Правления НБУ относительно учетной ставки (31 января и 14 марта) официальный курс гривны по отношению к доллару США вырос почти на 4,5%. Заметное замедление роста цен на непродовольственные товары происходит прежде всего благодаря укреплению обменного курса гривны — это сказалось на ценах импортируемых товаров и товаров со значительной импортной составляющей. Итак, потребность в сверхпривлекательных ставках по финансовым инструментам в национальной валюте для сдерживания девальвационного давления не такая уж и большая.

Третье. По итогам 2018 удельный вес банковских и других займов как источника капитальных инвестиций составил 6,7% (меньше, чем удельный вес капинвестиций за счет средств местных бюджетов и почти ровно удельному весу капинвестиций за счет средств населения на строительство жилья). Кредитование предприятий за прошлый год выросло лишь на 3,8%. Отношение выданных банками кредитов предприятиям к ВВП находится на уровне около 30%, что намного ниже, чем, например, в Польше или Турции (государства, с которыми принято сравнивать Украину, наши важные экономические партнеры) Итак, текущие высокие ставки по банковским кредитам, формирующиеся в том числе благодаря высокому уровню учетной ставки, не способствуют серьезной активизации кредитования реального сектора экономики.

Четвертое. Похоже, последствия «кредитной диеты» уже ощущаются — экономика Украины начинает понемногу тормозить. Так, в январе текущего года зафиксировано падение промышленного производства на 3,3% (с коррекцией на эффект календарных дней — на 2,9%), тогда как в январе прошлого года был зафиксирован его рост на 4,3%. В перерабатывающей промышленности в январе 2019 года против соответствующего периода прошлого года падение составило 5,5%, в добывающей промышленности и разработке карьеров — 1,6%. Итак, активизация банковского кредитования промышленных предприятий — актуальна. Среди факторов, которые ее сдерживают, довольно высокие кредитные ставки.

Пятое. Ставки по государственным ценным бумагам и депозитными сертификатами НБУ прямо пропорционально зависят от учетной ставки. Снижение ставок по ОВГЗ и депсертификатам — путь экономии средств госбюджета и повышения прибыли Нацбанка (часть которого перечисляется в госбюджет). Есть ли у банков стимул кредитовать промышленных производителей, когда можно без малейшего риска вложить деньги в государственные ценные бумаги и депозитные сертификаты НБУ, да еще и с весьма привлекательной доходностью? Вряд ли.

Шестое. Действия Нацбанка не в полной мере коррелируют с текущей политикой ведущих Центробанков мира. В частности, ФРС США с 2015 года девять раз повышал учетную ставку, за этот период она выросла с 0-0,25% до 2,25-2,5%. О намерениях дальнейшего повышения ставки в 2019 году представители ФРС сообщали в конце 2018 года, но 30 января председатель ФРС Дж.Пауелл выступил с заявлением о том, что вероятность снижения ставок теперь такая же, как и вероятность их повышения. Вместе с тем заторможен процесс уменьшения баланса ФРС. Евроцентробанк тоже не спешит сокращать свой баланс, несмотря на обещания, которые раздавались в прошлом. Смягчает свою политику (через резервные требования) Народный банк Китая. Итак, на фоне тенденций к смягчению монетарной политики (ФРС и НБ КНР) или сохранение ее мягкой (ЕЦБ), Нацбанк Украины сохраняет денежно-кредитную политику относительно жесткой.

Читайте также: Крысиные короли

Когда я читал Итоги дискуссии членов Комитета по монетарной политике НБУ касательно уровня учетной ставки (относительно решению, которое было принято 31 января), то имел определенную надежду на ее снижение в марте — отдельные члены Комитета акцентировали внимание на потенциальном положительном влиянии снижения учетной ставки на восстановление кредитования и сокращение дефицита текущего счета платежного баланса. Экономическая конъюнктура давала основания для снижения учетной ставки. Однако, и в марте снижения учетной ставки НБУ не произошло. Считаю, что это не будет способствовать поддержанию экономического роста. Думаю, пора двигаться к тому, чтобы приоритеты в денежно-кредитной сфере, в большей чем сейчас мере, совпадали с приоритетами развития реального сектора экономики Украины.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама
Павел Вернивский
Украина строит аграрную экономику и тот рост, что мы сейчас наблюдаем, это все, на что эта экономика способна. Предпосылок для ускорения этого роста нет и, к сожалению, не предвидится. Страна проедает большую часть капитала, чем фактически убивает все перспективы будущего развития. Ещё хуже, что страна с каждым годом увеличивает свою зависимость от внешних займов, которые так же уходят на проедание. Ещё проблема нашего государства в том, что ему нужно выплачивать с каждым годом все больше и больше средств, которые могли быть потрачены на развитие. Помимо этого, сама аграрная экономика более нестабильна, чем промышленная, так как цены на продукцию постоянно меняются, что делает невозможным прогнозирование любых доходов, при этом расходы на обслуживание внешних кредитов являются более постоянными. Вот по этой причине я довольно пессимистично отношусь к результатам реформ.