Мнения

финансы

Правительство и Центральный банк: тактика «фискального доминирования»

Правительство и Центральный банк: тактика «фискального доминирования»

Согласно международной практике есть несколько моделей отношений Центрального банка с правительством. Так, ФРС США напрямую не кредитует правительство и не покупает государственные ценные бумаги непосредственно у эмитента (Госказначейство США) на первичном рынке. Бундесбанк может предоставлять кредиты правительству Германии, но в ограниченной законодательством сумме. Банк Японии может предоставлять необеспеченные кредиты правительствк и заниматься андеррайтингом государственных займов.

Закон Украины «О Национальном банке Украины» содержит статью прямого действия (ст. 54), которая запрещает Нацбанку «предоставлять кредиты в национальной и иностранной валюте, как прямо, так и опосредованно через государственное учреждение, другое юридическое лицо, имущество которого находится в государственной собственности, на финансирование расходов Государственного бюджета Украины». Это было принципиальным условием предоставлению нашей стране помощи со стороны международных финансовых организаций еще с первых лет независимости. Аналогичный запрет продублирован в ст.15 (п.2) Бюджетного кодекса Украины — «Источником финансирования бюджета не могут быть эмиссионные средства Национального банка Украины».

После принятия в 2015 году изменений в закон «О Национальном банке Украины» и перехода к инфляционному таргетированию, характер взаимоотношений между правительством и НБУ изменился — Нацбанк лишился фискального доминирования и получил возможность проводить независимую монетарную политику, направленную на обеспечение ценовой стабильности.

В ст. 54 Закона «О Национальном банке Украины» речь идет о том, что Национальный банк не имеет права покупать на первичном рынке ценные бумаги, эмитированные Кабинетом Министров Украины, государственным учреждением, другим юридическим лицом, имущество которого находится в государственной собственности.

Правительство Украины и НБУ — государственные учреждения, реализующие фискальную и монетарную политику — объединяет общая цель: достижение макроэкономической стабильности как необходимой (однако, недостаточной) предпосылки для экономического роста. Правительство и Нацбанк пытаются достичь этой цели разными путями, используя соответствующие собственные инструменты. Удачная координация фискальной и монетарной политики является необходимым условием достижения макроэкономической стабильности. Акцентирую внимание на термине «координация» — подчинение одной политики другой будет иметь негативные последствия, поэтому это недопустимо.

Система координации монетарной и фискальной политик в Украине находится на этапе становления. Для постоянного обеспечения недопущения подчинения монетарной политики фискальной политике (так называемого «фискального доминирования») Совет НБУ рекомендовал Национальному банку продолжить воздерживаться от проведения операций, которые могут иметь признаки прямой или косвенной поддержки бюджетных расходов. Также Совет НБУ поручил Правлению Национального банка к 1 октября 2018 разработать методологию расчета и установления параметров верхней границы объема государственных ценных бумаг в портфеле Национального банка Украины.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама