Фінанси

Спецпроект «Мировой капитал»

Кризису вопреки. Е-commerce становится двигателем украинской экономики

Кризису вопреки. Е-commerce становится двигателем украинской экономики

Оборот розничной торговли в Украине в 2015 году снизился на 20,7% по сравнению с 2014 годом. Учитывая прошлогоднее сокращение на 8,6%, это рисует довольно пессимистичную картину кризиса отрасли. В то же время даже в условиях снижения активности в экономике, рынок электронной коммерции показывает динамичный рост. Именно е-commerce стал сейчас едва ли не самым перспективным направлением бизнеса в Украине. Он активно привлекает в страну современные технологии и позитивно влияет на другие отрасли, прежде всего на банковский сектор.

Игра в догоняющего

Потребители переходят в онлайн - это глобальный тренд. Доля электронной коммерции в структуре розничной торговли неуклонно растет по всему миру. В Германии она сейчас составляет около 12%, США - 13%, в Великобритании - 15%. В России в 2015 году доля интернет-торговли в общем объеме розничного рынка составила порядка 4%. В Украине, несмотря на заметный прогресс последних лет, она лишь немного превышает 2%, оставляя заметное пространство для роста.


В 2014-2015 годах, несмотря на тяжелую ситуацию в экономике, в Украине исчезли последние факторы, сдерживающие развитие интернет-торговли. По данным февральского исследования компании Factum Group Ukraine, за полгода число подключений к интернету в стране выросло на 7%, а прирост пользователей в процентном выражении составил 4% – с 58% до 62%. В крупных городах Украины показатель проникновения интернета приблизился к среднеевропейским значениям.

Меняется и ментальность населения. Даже люди старшего поколения перестали бояться всемирной паутины.

Существовавшее ранее понятие «деньги отдельно – интернет отдельно» проходит. Среди клиентов украинских банков пользователей интернет-сервисов уже порядка 10-15%. У Альфа-банка даже больше –15-20% от активной клиентской базы.
Ольга Папанова
Ольга Папанова Директор по развитию электронного бизнеса Альфа-Банка Украина

 

При этом, по словам банкира, динамика, с какой прирастает количество клиентов интернет-банкинга и мобильного банкинга, существенно опережает рост традиционных каналов.

Увеличение количества пользователей не замедлило отразиться на показателях интернет-торговли. По данным компании Prom.ua в 2015 году объем украинского рынка электронной коммерции вырос на 32% по сравнению с прошлогодним показателем — до 25 млрд грн. Столь заметный рост рынка на фоне падения традиционной оффлайн-торговли привел к тому, что ритейлеры стали активно работать над освоением интернет-продаж. В сеть, где традиционно преобладали продавцы электроники и мобильной техники, устремились продавцы одежды, продуктов питания и других товаров первой необходимости.

При этом экономический кризис не только не помешал, но даже способствовал развитию интернет-торговли, привлекая покупателей широким ассортиментом и более низкими ценами. Это уже изменило многие потребительские привычки украинцев. Так, по данным Price.ua около 37% украинцев сейчас регулярно покупают одежду в Интернете, что еще несколько лет назад казалось недостижимым показателем.

С другой стороны, кризис вытолкнул в сеть и продавцов, оценивших отсутствие необходимости держать складские запасы в регионах и арендовать помещения под торговые площади.

Эти факторы, очевидно, продолжат действовать и в этом году. По оценкам экспертов Prom.ua отечественная интернет-торговля в последующие два года сохранит высокие темпы развития, увеличившись в 2016 и 2017 году на 35% и 31% соответственно.

Насыщение рынка онлайн-продаж уже привело к обострению конкуренции. При этом позитивным фактором можно считать то, что в борьбе за клиента на одно из первых мест выходит качество сервиса. Это дает надежду на то, что удастся устранить перекосы украинского рынка, пока еще во многом больше напоминающего дистанционную торговлю по каталогам, чем современный электронный бизнес.

Около 70% заказов в интернет-магазинах Украины до сих пор оплачиваются наличными при получении. Причина этого как в высоким уровне недоверия покупателей к продавцам, так и в неразвитости инфраструктуры для электронной коммерции. Причем именно развитие инфраструктуры может помочь успешно решить первую проблему. Возможность цивилизованного проведения платежей даст клиентам гарантии безопасности сделок. В то же время продавцам это позволит привлечь новых платежеспособных клиентов благодаря упрощению процесса оплаты и возможности ее осуществления в условиях, комфортных для покупателя. В конечном итоге повсеместное внедрение интернет-эквайринга превратит украинскую онлайн-торговлю в современный технологический бизнес, от чего выиграют все.

Новые горизонты

Активное развитие интернет-торговли и электронных сервисов стало настоящей палочкой-выручалочкой для украинских банков, переживающих не лучшие времена вследствие резкого ухудшения депозитного и кредитного рынка. Получив новые возможности для роста, банки стремительно меняются, стремясь догнать европейских соседей, где проникновение мобильного и дистанционного банкинга уже превышает 50%.

Сейчас большинство банков, предлагающих диджитал-банкинг, обеспечивают классические банковские услуги – просмотр остатка, различные платежи, переводы, пополнение мобильного итд. Однако речь идет о том, чтобы перевести весь цикл банковских услуг на цифровые технологии. К этому банкиров подталкивают сами клиенты.

«Уже сейчас клиент заходит в мобильное приложение минимум 20 раз в месяц, классическим интернет-банком, который стоит на компьютере, он пользуется от 5 до 10 раз в месяц. В контакт-центр клиент обращается примерно раз в месяц. Если же мы говорим о классическом банковском отделении, то нормальный клиент, у которого все хорошо, приходит туда один-два раза в год, - рассказывает Ольга Папанова, подчеркивая, что именно предпочтения клиентов вынуждают банки меняться.

Банки разворачиваются в сторону онлайн-каналов, осваивая совершенно другую модель работы с клиентом. При этом, полагает Папанова, потенциал роста здесь не меньше, а даже больше, чем у интернет-торговли.

«Очевидно, что банкам еще предстоит пройти путь многих других отраслей, которые уже пережили перерождение под влиянием интернета. Самые яркие примеры – гостиничный сервис или сервис авиабилетов. Такие же перемены ждут и банки. Но пока по проникновению диджитал-банка Украина значительно отстает даже от России, не говоря уже о Европе», - отмечает представитель Альфа-банка.

Развитие интернет-банкинга и интернет-торговли идет в Украине параллельно с главным мировым трендом – мультиэкранностью. Сейчас пользователи уже используют во время покупок несколько экранов - компьютера, планшета, телефона. И последний будет активно вытеснять остальные каналы.

Согласно результатам опроса экспертов, проведенного в прошлом году аналитиками британской корпорации ВВС, в будущем большинство онлайн-платежей, денежных переводов между картами через Интернет, оплата товаров и услуг будет осуществляться именно с помощью телефонов.

В Украине уже сейчас каждый пятый товар, приобретенный в интернете, покупается с мобильного устройства (15-20%). В 2016 году, по прогнозам Prom.ua, доля мобильных продаж будет продолжать расти и составит 30-40%. Этому будет способствовать, прежде всего, рост количества устройств.

Продажи смартфонов на рынке Украины с 2010 по 2014 год выросли в 6,5 раз. Если в 2010-м 91% всех продаваемых устройств составляли мобильные телефоны, то в нынешнем году на долю смартфонов приходится уже 65%. Доля смартфонов и планшетов только в сети Киевстар составляет 9 млн, из них 7,8 млн поддерживают стандарт связи 3G. Фактически, по состоянию на 2016 год, мобильными устройствами пользуется подавляющая часть платежеспособных клиентов. Именно эти люди помогут Украине догнать мировые тренды.

«Пока пользователей интернет-банкинга больше, но, думаю, через полтора года ситуация выровняется или мобильного банкинга будет даже больше. Через три года основным каналом обслуживания будет мобильный банкинг, затем – интернет, и лишь затем традиционный банк», - считает Папанова.

Уже в ближайшем будущем мобильный телефон станет аналогом кошелька, позволив оплачивать покупки и различные услуги. С одной стороны, встроенный NFC-чип позволит одним касанием к терминалу совершать банковские транзакции. С другой, телефон приблизит банки и онлайн-торгвлю к клиенту, позволив пользователям совершать трансакции прямо с него.

Онлайн-торговля, безналичные платежи в интернете и «мобильная» революция - три мировые тенденции, которые уже пришли в Украину. И именно те компании, которые сделают акцент на применении этих решений, будут определять будущее украинского бизнеса.

Завантаження...
Комментарии (2)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
Tetiana Shmileva 26 мая 2016, 15:11

На самом деле такой прорыв электронной коммерции в Украине не был бы возможен вообще, если бы не сопровождался (и частично подталкивался) развитием соответствующей логистики. Те же интайм и другие компании, которые одними из первых стали целенаправленно обслуживать клиентов Интернет-магазинов, максимально приблизили население к он-лайновым покупкам. Вот и получаются теперь такие скачкообразные приросты сегмента.

0
Матвей Лесенко 25 мая 2016, 18:19

Любопытно, не знал вообще об этом направлении. Спасибо за разъяснение, этим можно пользоваться.

0
реклама
реклама