Ратификация Украиной Римского статута целесообразна при условии синхронного принятия аналогичного решения, прежде всего, Россией. Об этом отмечается в сообщении информационно-аналитического центра Совета национальной безопасности и обороны.
В сообщении отмечается, что Украина не выступает против ратификации Римского статута, «однако четко осознает, что это будет использовано русскими в пропаганде и для осуществления дипломатического давления на наше государство. В условиях аннексии Крыма и агрессии России на Донбассе ратификация Римского статута целесообразна только в условиях синхронного принятия такого решения, прежде всего, Россией».
В СНБО напомнили, что Украина подписала, но пока так и не ратифицировала Римский статут (которым основан Международный уголовный суд (МУС).
«Соответственно, сейчас Международный уголовный суд не распространяет свою юрисдикцию в отношении преступлений, совершенных на территории Украины. Не ратифицировала статут и Россия», — подчеркнул в ведомстве.
В СНБО пояснили свою позицию тем, что преступления, подпадающие под юрисдикцию МУС (геноцид, преступления против человечности, военные преступления, агрессия, совершенная в отношении государства-участника), согласно украинскому уголовному законодательству должны, прежде всего, расследоваться именно национальными правоохранительными органами.
«Поэтому, даже если страна не ратифицировала статут, это не значит, что виновные в совершении, например, преступлений против человечности, смогут избежать наказания», — говорится в сообщении.
Также в СНБО подчеркнули, что юрисдикция МУС распространяется только на территорию государств, ратифицировавших Римский статут (международный документ, которым и был создан МУС).
«Раскроем этот тезис на примере: Россия не ратифицировала Римский статут, а Грузия — ратифицировала. В августе 2008 года российская армия вторглась на территорию Грузии „для защиты российских граждан“. Зато сейчас Международный уголовный суд рассматривает более 3000 обращений именно от россиян, которые получили российское гражданство в Южной Осетии и, якобы, понесли ущерб от действий грузинских властей. То есть именно русские (а не наоборот) выступают на стороне обвинения, а действия грузинской стороны исследуются судом», — рассказали в СНБО.