Экономика

госполитика

Кабмин резко сократил перечень инвестпроектов, которые смогут рассчитывать на господдержку

Кабмин резко сократил перечень инвестпроектов, которые смогут рассчитывать на господдержку
Фото: Алексей Солодунов

Кабинет министров лишь частично сможет профинансировать Государственную программу активизации развития экономики, утвержденную предыдущим правительством и расписанную до конца 2014 г. Как стало известно «Капиталу», межведомственная рабочая группа при Кабмине согласовала 19 инвестиционных и инфраструктурных проектов, которые в нынешнем году могут рассчитывать на господдержку, в том числе на правительственные гарантии при привлечении кредитов в банках.

Согласно списку (есть в распоряжении «Капитала»), все проекты были отобраны еще правительством Николая Азарова. Как рассказал изданию источник в аппарате Кабмина, знакомый с подробностями работы межправительственной группы, все проекты — это попытка реанимировать госпрограмму. Но учитывая ограниченные возможности госбюджета, количество проектов было сведено к минимуму, тогда как в 2013 г. в правительстве заявляли о готовности участвовать в софинансировании более 70 проектов в разных отраслях.

Кому повезло больше

Потенциальная сумма госгарантий для 19  проектов — около 14,5 млрд грн, а весь объем инвестиций — свыше 28 млрд грн. Из них лишь 4 млрд грн требуется для обновления подвижного состава железных дорог страны. Стоимость некоторых проектов варьируется от 20 млн грн до 200 млн грн. Крупнейшие капитало­вложения прописаны для строительства новых мощностей по производству труб компании «Интерпайп», которая входит в сферу интересов бизнесмена Виктора Пинчука. В отличие от ряда потенциальных заемщиков, Кабмин не стал пересматривать для этого предприятия сумму госгарантий. На три проекта «Интерпайпа» могут выделить около 3,4 млрд грн. Примерно столько же предусмотрено для «Донецкстали» Виктора Нусенкиса на строительство литейно-прокатного комплекса. Хотя в госпрограмме, утвержденной бывшим правительством, для этого предприятия предполагалось перечислить 9 млрд грн.

Как и прежде, принимая решение о выделении госгарантий, правительство будет отдавать предпочтение проектам, позволяющим ускорить импортозамещение, увеличить экспорт и создать новые рабочие места. Тем не менее велика вероятность того, что все, кто хлопотал о госгарантиях и попал в список из 19 проектов, не смогут привлечь займы под поручительство правительства в этом году. Ведь даже в 2013 г., когда в распоряжении Кабмина было больше финансовых ресурсов, только три проекта получили поддержку. Согласно отчету Министерства финансов о предоставленных гарантиях правительства в 2013 г., из всех проектов-претендентов средства были предоставлены на строительство первой очереди Днестровской ГАЭС (1,5 млрд грн) и обновление автобусов и троллейбусов в Виннице (113,5 млн грн). И это притом что всего в 2013 г. было выделено 21,8 млрд грн госгарантий. Свое поручительство Кабмин в минувшем году давал под выпуск облигаций «Укравтодора», НАК «Нафтогаз України» и Государственного ипотечного учреждения. На три структуры выделялось 18,7 млрд грн гарантий.

Денег много не бывает

В 2014 г. ситуацию усугубляет тот факт, что в госбюджете предусмотрено в два раза меньше средств на госгарантии, чем в прошлом: 25 млрд грн вместо 50  млрд грн. На господдержку уже рассчитывают в «Укравтодоре», заявившем о намерении осуществить перевыпуск облигаций под госгарантии. Вероятнее всего, деньги сможет получить и «Укрзалізниця» для обновления подвижного состава. По крайней мере, еще до того как был согласован список проектов, о намерении предоставить госгарантии для закупки вагонов украинского производства заявил премьер-министр Арсений Яценюк. По его словам, после того как производители вагонов на востоке Украины лишились части заказов из России, внутренний спрос позволит обеспечить жизнедеятельность этих компаний.

Источник издания в Кабмине предположил, что реально на поддержку смогут рассчитывать только те проекты, которые как можно быстрее дадут аккумулятивный эффект. При этом срок окупаемости наиболее крупных и дорогих проектов, в том числе у «Интерпайпа» и «Донецкстали», составляет от четырех до десяти лет. До сих пор остается неурегулированным вопрос условий, под которые Кабмин станет предоставлять проектам свои гарантии. Ранее в Минфине рассматривали возможность привлечения средств в банках под госгарантии по процентной ставке не более 10 % годовых. Но учитывая текущий уровень девальвации и прогнозный уровень инфляции в 14‑16 %, коммерческие финструктуры не станут кредитовать проекты, даже если они будут обеспечены поручительством правительства. Другое дело три государственных финучреждения — Ощадбанк, Укрэксимбанк и Укргазбанк, через которые последние годы привлекались едва ли не все займы под госгарантии.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама
Богдан Данилишин