Экономика

госпроект

Строительство метро в Днепропетровске профинансируют европейские банки. Впоследствии такую схему кредитования правительство может применить в других городах

Строительство метро в Днепропетровске профинансируют европейские банки. Впоследствии такую схему кредитования правительство может применить в других городах
Днепропетровскую схему финансирования строительства метрополитена правительство может применить и в других городах
Фото: Константин Мельницкий

Сегодня Кабинет министров намерен согласовать условия предоставления средств для достройки днепропетровского метрополитена, утвердив соответствующий законопроект Министерства финансов. Согласно документу, Минфин сможет перечислить КП «Днепропетровский метрополитен» € 152 млн, которые правительство намерено взять в кредит у Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). Причем коммунальное предприятие получит деньги на безвозвратной основе, а нагрузка по обслуживанию займа ляжет на городской бюджет. Соответствующее предложение правительству еще в августе направил губернатор Днепропетровской области Дмитрий Колесников, аргументировав его ограниченными финансовыми возможностями КП «Днепропетровский метрополитен». В горсовете с доводами губернатора согласились.

Детали финансирования

Введение второго пускового участка днепропетровского метро решит главную проблему города по увеличению пассажирооборота и транспортной связи заводских и периферийных жилых районов с центральной частью города, говорится в пояснительной записке к законопроекту. В частности, уже подготовлен проект строительства, который предусматривает продление первой линии метрополитена на 4 км с вводом в эксплуатацию трех станций. Весь проект оценивается в € 365 млн, а его завершение запланировано к концу 2016 г.

Переговоры с ЕИБ о предоставлении кредита правительство начало вести еще в марте 2013 г. и уже согласовало условия сделки. В сопроводительной документации Минфина сказано, что ЕИБ готов предоставить кредит в евро при плавающей процентной ставке EURIBOR + спрэд. Комиссия по обязательствам составит 0,1 % годовых от неиспользованной части займа, а одноразовая комиссия — 0,25 % от суммы кредита. Также предполагается, что кредит будет выдан на 20 лет с шестилетним льготным периодом, в течение которого не требуется погашение тела кредита. В выводах Минфина сказано, что это приемлемые требования и в нынешних условиях международного финансового рынка стоимость этого кредита можно считать дешевой.

Стоит отметить, что еще в июне Кабмин согласовал получение кредита на такую же сумму с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Эти деньги также будут направлены на нужды днепропетровского метро. Однако тот заем обойдется дороже — комиссия по обязательствам составит 0,5 % годовых от неиспользованной части ссуды, а одноразовая комиссия — 1 % от общего размера кредита. К тому же погашение будет осуществляться каждые полгода, начиная с 2016 г.

Несмотря на то, что деньги для строительства еще не выделены, «Днепропетровский метрополитен» уже завершил технический этап тендера по строительству метро. По информации пресс-службы коммунального предприятия, пакет документов подали восемь компаний из Украины, России, Италии, Португалии, Турции и Кореи. Сейчас заявки рассматривает специальная комиссия из представителей горсовета и чиновников профильных министерств. Второй этап конкурса запланирован на сентябрь, а его результаты должны быть обнародованы к концу 2013 г. Строительство может стартовать уже в начале следующего года.

Пример для метростроя

Как ранее писал «Капитал», Министерство инфраструктуры разработало программу развития метрополитенов в Украине до 2020 г., согласно которой в следующие семь лет должны открыться 23 новых станции метро в Киеве и 5 в Харькове. По мнению опрошенных «Капиталом» экспертов, такую же схему финансирования строительства метрополитена, как в Днепропетровске, правительство может применить и в других городах. Но для этого нужно принципиальное согласие муниципалитетов, на бюджеты которых ляжет основная нагрузка по кредитам.

Как объяснил старший аналитик ИК «АРТ Капитал» Алексей Андрейченко, обслуживание кредита будет осуществляться прежде всего за счет поступлений от проезда в метро. Но рост этой составляющей, по мнению эксперта, может сдерживаться, как это сейчас происходит в Киеве. «Погашения горсоветов всегда ненадежны. Может статься, что платежи лягут на плечи Минфина. Но если западный банк соглашается на такой инфраструктурный проект — нужно брать. Не так часто проекты подобного масштаба реализуется на выгодных условиях», — подчеркнул Андрейченко.

По словам эксперта, принцип кредитования, использованный для днепропетровского метро, подобен проектам по водоснабжению, которые реализуются во Львове, — договор заключается с государством, но выплаты обязан производить горсовет за счет тарифов. Однако в итоге сложилась ситуация, когда Кабинет министров запрещает повышать размер тарифа, в результате чего город испытывает трудности с оплатой кредита.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама