Мнения

резонанс

История «Прикарпатзападтранс» без эмоций

История «Прикарпатзападтранс» без эмоций

Эмоциями в этой истории являются санкции со стороны СНБО. А эмоции — плохой помощник для профессионалов, даже если они по профессии комик и ветеринар.

Впрочем, начать можно и с эмоциональной истории: в конце 2014 года рядом с селом Смыга Ровенской области чуть было не сошлись в вооруженной разборке две патриотические группировки, вооруженные автоматическим оружием. Предметом противостояния патриотов был объект ЛПДС 5С — структурное подразделение ДП «Прикарпатзападтранс» (далее — ПЗТ). Вы, наверное, не удивитесь, когда узнаете, что ценой вопроса был не сам объект, а его содержимое — тысячи тонн дизельного топлива, которые находились в трубопроводе и резервуарах.

«Захватить, выкачать и продать» — эта нехитрая схема была весьма распространенной, начиная с весны 2014 года, и ей не брезговали даже патриотично (на тот момент) настроенные олигархи. Впрочем, в условиях полного паралича правоохранительных органов, эта схема работала и в меньших масштабах — на уровне отдельных складов, фермерских хозяйств, частных домов.

Однако, ПЗТ сумел сохранить как свою инфраструктуру — трубопроводы и хранилища — так и топливо своих клиентов.

Ограниченные возможности

ПЗТ — трубопроводная транспортная компания, которая владеет частью международного нефтепродуктопровода «Самара — Западное направление». Функционал ПЗТ — принимать на транспортировку дизельное топливо, произведенное на нефтеперерабатывающих заводах в Российской Федерации и Республике Беларусь, транспортировать его по территории Украины и отдавать заказчикам либо в Украине, либо в Венгрии. И ВСЕ!

Принимать топливо в Европе (Венгрии) и транспортировать его в Украину технически невозможно. Также невозможно транспортировать топливо из одной точки Украины в другую по трассе трубопровода, ибо — еще раз обращаем внимание! — трубопровод, принадлежащий ПЗТ, является частью международного трубопровода, который изначально создавался как часть глобальной трубопроводной системы СССР. «Точки входа» в него расположены на территории РФ и РБ. И все.

До и после 2015-го

В 2014 году работа предприятия была парализована, причем не только налетами криминальных групп с патриотической символикой, но и судебными тяжбами, которые сопровождались арестами имущества. Плюс «частные» врезки в трубопровод по всей его длине, проходящей по Украине — при попустительстве (если не соучастии) правоохранительных органов.

В то время коллектив ПЗТ составлял 600 сотрудников, у которых начались задержки с выплатой заработной платы; в условиях простаивания трубопроводного комплекса начались увольнения.

В конце 2015 года «ПЗТ» была приобретена швейцарской компанией International Trading Partners AG у прежнего владельца — российского ЗАО «Транснефтепродукт».

Швейцарский собственник обеспечил охрану всего инфраструктурного комплекса предприятия, включая сохранность топлива, выплату задолженности по заработной плате, поддержание оборудования в технически исправном состоянии. И с июня 2016 года ПЗТ возобновил транспортировку дизельного топлива для своих клиентов.

Далее — обычная история: росли объемы транспортировки и, соответственно — налоговые поступления в бюджеты всех уровней в объеме десятков миллионов гривен. Создавались новые рабочие места с достойной оплатой в различных регионах — по всей трассе трубопровода, что создавало мультипликационный эффект: сотни новых рабочих мест создавались на смежных предприятиях и/или в смежных отраслях.

В марте 2019 у предприятия появился совладелец и стратегический партнер из Беларуси, приход которого позволил диверсифицировать источники отгрузки дизельного топлива в трубопровод. После более чем 25-летнего перерыва дизель производства Мозырского НПЗ стал также поступать в Украину по трубе с наименьшими транспортными затратами.

Эффект инвестиций

ПЗТ при новом собственнике провел масштабную модернизацию и расширение всей инфраструктуры, была запущена новейшая система контроля количества и качества нефтепродуктов.

Как следствие конкуренции, цены на дизельное топливо, импортируемое Украиной, стали падать — очевидно, что поставка нефтепродуктов по трубопроводу в разы дешевле транспортировки морем или по железной дороге. Премия к ценовым котировкам на дизель (одна из составляющих цены для покупателя) снизилась с $60-80 за тонну в период простоя ПЗТ до $20. Т.е., возобновление работы трубопровода с неизбежностью привело к снижению цены для потребителей по всей Украине.

В конце 2016 г. возобновилась транспортировка нефтепродуктов через территорию Украины в Европу: более миллиона тонн дизеля было прокачано в Венгрию для европейских потребителей.

Не весь транзит одинаково полезен?

Мантра про уникальный транзитный потенциал Украины существовала все годы независимости, пожалуй, до 2014 года. И хотя согласно государственной пропаганде уже 7 лет идет война с Россией, тот же «Нафтогаз Украины» почему-то яростно сражается за продолжение транзита российского газа через украинскую ГТС, и в целом — успешно. Хотя договор приходится заключать напрямую с российским «Газпромом». А учредителем «Газпрома», как прямо написано в его уставе, является Правительство Российской Федерации.

За газовыми баталиями как-то редко упоминается тот факт, что государственная «Укртранснафта» также заключает прямые договоры на транзит нефти с российскими компаниями.

Вопрос — почему власть во главе с Зеленским рассматривает точно такую же деятельность «Прикарпатзападтранса», всегда работавшего в украинском правовом поле и исключившего саму возможность контрабанды, как наносящую ущерб национальной безопасности?

Кто пострадал от деятельности ПЗТ?

Вопрос, вынесенный в подзаголовок, эквивалентен многовековому cui prodest? И ответ на него указывает на главных бенефициаров введения санкций против ПЗТ, заблокировавших работу предприятия.

Главными пострадавшими от работы «Прикарпатзападтранса» — обеспечивавшего поставки в Украину и транзит российского и белорусского топлива — были владельцы мощностей по морской и железнодорожной перевалке нефтепродуктов и аффилированные с ними трейдеры, которые несли потери из-за существенно более низких цен транспортировки по трубопроводу (см. выше)

Украинское нефтяное лобби начало издалека, сначала добившись в августе 2020 года от Кабмина ввода пошлины на дизельное топливо, произведенное в РФ и — внимание! — поставляемое трубопроводным транспортом. Т.е., никто не боролся с импортом топлива из России, борьба шла за перераспределение его потоков. И пошлины касались только одного украинского предприятия — ПЗТ.

Однако, несмотря на несомненные осложнения в работе ПЗТ, предприятие выжило за счет европейского транзита. Тогда профессиональные комики и ветеринары — во исполнение желаний нефтяного лобби — решили попросту отобрать у предприятия трубопровод, без которого оно действительно абсолютно неработоспособно.

Без суда, ссылки на закон и без доказательств — решением СНБО, которое действует исключительно в рамках ЗЕ-волюционной целесообразности«.

Закономерный итог

На сегодняшний день вся деятельность ПЗТ заблокирована, имущество и оборудование арестовано. Его теперь ©охраняет государственная «Уктранснафта» и, разумеется, за бюджетные средства. Уплата всех видов налогов и сборов сократилась в 23 раза — с 358,3 млн. грн в 2016-18 до 15 млн. грн в 2021 году. И, очевидно, уже скоро упадет до нуля. Про отсутствие заработной платы для сотен сотрудников можно и не упоминать.

Криминальные группы ожидают в ближайшем времени возможности сделать новые «врезки» в трубу. Мы сами увидели, как цены на топливо растут, а ручное управление со стороны Кабмина не помогает.

А весь технологический комплекс ПЗТ превращается в груду металлолома, потому как ничего иного, кроме транспортирования российского либо белорусского топлива в Украину, либо через Украину в Венгрию, делать это предприятие не может. Можно, конечно, принять решение СНБО и приказать трубопроводу работать по реверсу, вот только это не поможет.

Несомненно, что выгоду от этого получает исключительно нефтяное лобби, но никак не Украина.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама