Отдых

Выставки

Обзор осенних биеннале

Биеннальная страда
Фото: Reuters

Осенний выставочный сезон открывает широкие возможности для культурного туризма. В начале сентября стартуют сразу четыре крупных международных форума современного искусства — в Москве, Бергене, Лионе и Стамбуле, а их общая прабабушка — Венецианская биеннале — продолжит свою работу до конца ноября.

Московская биеннале

Москва, Россия.20 сентября — 20 октября 2013 года

Есть как минимум три веские причины посетить это событие: географическая близость, чисто русский размах (основная, параллельная и специальная программы биеннале включают несколько десятков выставок, презентаций и дискуссий) и традиционная программа «специальных гостей», знакомящая публику с классическими именами мирового современного искусства.

Приятный бонус заключается в том, что по времени с биеннале совпадает XVII Международная художественная ярмарка «Арт-Москва» (18‑22 сентября), которая впервые в этом году пройдет в новом формате. Ее основными экспонентами станут молодые галереи, функционирующие на рынке не более трех лет и предлагающие произведения искусства не дороже € 5000. Так что ознакомившись с актуальными художественными тенденциями на биеннале, можно будет сразу же применить эти знания в практике арт-инвестиций.

Основная экспозиция Московской биеннале под названием «Больше света» впервые пройдет в таком масштабном пространстве как Центральный выставочный зал «Манеж». Куратор выставки Катрин де Зегер, известная также как художественный руководитель престижной Сиднейской биеннале, была не слишком многословна в своих интервью и текстах, посвященных концепции готовящегося проекта, а ее обыкновение работать не с признанными звездами, а с молодыми или малоизвестными художниками делает проект еще более интригующим.

Можно только сказать, что география выставки чрезвычайно широка и зрители смогут познакомиться с современным искусством таких «нераскрученных» в этой сфере стран как Австралия, Филиппины, Эфиопия, Индия, Сирия, Уругвай, Иран, Камбоджа, Пакистан, Узбекистан, Азербайджан.

Зато программа «специальных гостей» обещает быть традиционно звездной. Ретроспектива видеоинсталляций Мирослава Балки в Государственном центре современного искусства и «Винзаводе», выставка классика американского концептуализма Джона Балдессари в Центре современной культуры «Гараж», проект одного из самых остроумных художников современности Эрвина Вурма в «Винзаводе» и уже нашумевшая выставка «Утопия и реальность?», объединяющая работы выдающегося авангардиста Эль Лисицкого и не менее знаменитых супругов Ильи и Эмилии Кабаковых, определенно заслуживают специальных визитов.

Бергенская ассамблея

Берген, Норвегия.31 августа — 27 октября 2013 года

Эта триеннале — самый молодой арт-форум нашего списка, в этом году она проводится в первый раз. Российские кураторы ассамблеи Екатерина Деготь и Давид Рифф решили поговорить о новой функции искусства в современном мире, когда оно является средством не столько отображения окружающей реальности, сколько ее исследования. Источником вдохновения для проекта стал роман братьев Стругацких 1965 года «Понедельник начинается в субботу» и изображенный в нем Научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства (НИИЧАВО).

Ассамблея задумана как набор вымышленных НИИ, каждый из которых располагается в реально существующих институциях небольшого норвежского городка. Так, Бергенский кунстхалле стал Институтом Исчезающего Будущего, галерея Entrée — Институтом Политических Галлюцинаций, музей KODE — Институтом Воображаемых Государств и так далее.

Среди «исследователей», задействованных в триеннале, есть и украинцы — к участию приглашен коллектив Александра Бурлаки и Ивана Мельничука «Группа предметов», представлено также творчество дуэта Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко, авторов знаменитой Стены Памяти на Байковом кладбище в Киеве, уничтоженной по приказу советских функционеров.

Лионская биеннале

Лион, Франция. 12 сентября 2013 - 5 января 2014 года  

Во французском Лионе есть одна знаменитая биеннале — танца, и вторая, попроще, — современного искусства. Последняя — очень типичная представительница своего жанра, так что посетив ее, можно составить представление о том, «как это обычно делают в Европе».

Основной выставочный проект биеннале многозначительно озаглавлен «Тем временем, внезапно… и потом», и посвящен искусству как средству рассказывания историй. Среди звезд экспозиции — Мэтью Барни, Йоко Оно, Джефф Кунс, а также Таварес Страчан, работа которого для павильона его родных Багам пользовалась огромным успехом на нынешней Венецианской биеннале.В рамках этого форума состоится любопытный проект «Terra».

В 1989 году в музее современного искусства Лиона был на короткое время выставлен напоминающий Землю шар работы итальянского художника Клаудио Пармиджани.

Впоследствии по велению автора шар был закопан в землю во дворе музея. Теперь это произведение должно получить вторую жизнь в искусстве. Организаторы выставки призвали всех свидетелей как экспонирования «Терры», так и ее погребения, поделиться своими воспоминаниями, которые и станут основой проекта.

Стамбульская биеннале

Стамбул, Турция.14 сентября — 20 октября 2014 года

Из биеннале, проходящих в неплохой транспортной доступности от Украины, Стамбульская — самая престижная (ее часто ставят в один ряд с фестивалями искусств в Сиднее, Сан-Паулу и Кванджу, до которых добираться сложнее). Еще задолго до того, как весной 2013 года Турция стала ареной ожесточенного противостояния правительства и граждан, Стамбульская биеннале славилась повышенным интересом к политическому искусству и склонностью к постановке острых социальных вопросов.

Любопытно, что ее программа этого года, включающая публичные дискуссии на темы политики и искусства, стартовала в начале мая, до начала беспорядков.

Изначально планировалось, что 13‑я биеннале вообще откажется от существования в специально выделенном экспозиционном пространстве и в прямом смысле «выйдет на улицы».

Но именно акции гражданского протеста нарушили эти планы. Вдобавок активисты обвинили этот форум в том, что своей деятельностью он только способствует насильственной джентрификации Стамбула.

В результате концепция поменялась: биеннале все‑таки пройдет в нескольких выставочных залах Стамбула, но вход на нее будет бесплатным. Все эти пертурбации, бойкоты и обвинения внесли свою лепту в слаженность подготовки события — за десять дней до открытия на официальном сайте биеннале все еще нет списка художников-участников. Так что Стамбульская биеннале обещает стать самым неожиданным и интригующим событием этого насыщенного осеннего сезона.

Венецианская биеннале

Венеция, Италия.1 июня — 24 ноября 2013 года

Биеннале в Венеции — самая старая и престижная из всех мировых регулярных выставок современного искусства, берущая свое начало еще в позапрошлом веке, а именно в 1895 году. Впрочем, в этом году Венецианскую биеннале стоит посетить не только из уважения к ее сединам, но и ради по‑настоящему интересных выставок и проектов, которыми отметились участники 2013 года.

Главной удачей этого года заслуженно называют центральную выставку биеннале «Энциклопедический дворец», собранную молодым итальянским куратором Массимилиано Джиони. В этой грандиозной коллекции артефактов нашлось место и «Красной книге» Карла Густава Юнга, и картам Таро Алистера Кроули, и снимкам малоизвестных фотографов XIX века, и рисункам примитивных племен, и творчеству заключенных и душевнобольных, и работам современных художников.

Счастливо избежав двух крайностей, в которые часто ударяются выставки современного искусства — стерильной заумной концептуальности и бездумной зрелищности, «Энциклопедический дворец» рассказывает совершенно отличную от официальной историю искусства. В ней специально обученные люди, которые умеют рисовать, уступили место людям, которые просто не могут не рисовать.

Среди национальных павильонов этого года внимания заслуживают Великобритания с очень изящным и очень английским проектом Джереми Деллера, Румыния с остроумным перформансом, рассказывающим многолетнюю историю биеннале, Греция, рефлексирующая на тему монетарной политики, которая завела ее в кризис. Да и в украинский павильон в этом году наконец‑то можно заглянуть не только из патриотических побуждений.

В 2013-м ставка была сделана на молодых, но уже зарекомендовавших себя на международной сцене художников — Жанну Кадырову, Николая Ридного и Гамлета Зиньковского. И хоть денег на аренду приличного павильона и создание новых работ министерству культуры, как всегда, не хватило, выставка в трех крошечных зальчиках на Кампо Сан Стефано получилась цельная и убедительная.

Аналогичную проблему недофинансирования куда изобретательнее обошли грузинские художники, со­орудив пиратскую пристройку к венецианскому Арсеналу, подобную тем, при помощи которых расширяют свое жизненное пространство жители хрущевок. Так представители Грузии одновременно обзавелись выставочным пространством в самом центре биеннальной жизни и избавили себя от необходимости это пространство заполнять — сам павильон стал произведением искусства.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама