Інтереси

театр

В сезоне-2012 / 13 киевские театры искали в классике приметы современности

В сезоне-2012 / 13 киевские театры искали в классике приметы современности
Константин Мельницкий

Нынешний тренд, когда зрителю предлагают новое под видом старого, проявился не сию минуту. Но именно в текущем сезоне тенденция приобрела характер эпидемии. Режиссеры подсовывали зрителю, как овсянку под видом торта ребенку, иные прочтения известных текстов и сюжетов. Получался зеркальный эффект: мы, вглядываясь в героев Шекспира, Шодерло де Лакло, Гете, должны были непременно увидеть себя. Смятенных, как гамлеты. Вероломных, как тысяча вальмонов. Страдающих, как вертеры.

Если на афише значилось — «Укрощение строптивой» (театр «Колесо»), следовало читать  «Францобель». Тот самый австрийский панк-драматург, который на место хрестоматийных дворян возвел заполошных обывателей, шутовских пьяниц и провинциалок, уверенно путающих Шопена с Шоном Пенном. Это он не только о своих земляках — это и о нас с вами.

Одна из самых ярких постановок сезона — «Опискин. Фома!» Театра драмы и комедии. Максимально приблизив сюжет повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» к родным реалиям, режиссер Алексей Лисовец показал, как один «политик» может подпортить жизнь всем. Главный же вывод: в мелких и крупных пакостях Фомы виноват не только он сам, но и агнцы, принимающие его как неизбежность.

Еще одна премьера этого театра — «Войцек. Карнавал плоти» в постановке Дмитрия Богомазова по Бюхнеру — рисует наши дни в кромешно черных тонах. И хотя немецкий драматург писал о своем времени, которому соответствовал его главный герой — полковой брадобрей-убийца, нет сомнений, что вдохновлял режиссера вовсе не быт начала ХIХ века. У Богомазова армейский уклад представлен как рок-концерт, где вместо людей злодействуют оборотни-вампиры.

В практике постмодернизма явления поп-культуры обыгрывались во всех возможных вариациях. Но киевские режиссеры, даже не относящие себя к адептам этого глобального явления, дружно стали намекать на засилье масскульта с едва ли не педагогической целью. Как нерадивым школярам, они пеняли зрителям за пристрастие к «фабрикам звезд», коммерческому искусству, китчу наконец, видя в этом не одно лишь дурновкусие, но и признак падения нравов.

Виталий Малахов спектаклем «Лебединое озеро. Сумерки» (Театр на Подоле) развенчал талант-шоу, культивирующие в участниках низменные инстинкты. В том же духе решил «Чайку» в Театре украинской драмы Валентин Козьменко-Делинде. Чеховские герои здесь попадают в ситуацию ток-шоу, а все их откровения предназначены для услады кровожадной аудитории.

Вполне возможно, что в будущем этот тренд трансформируется в собственную противоположность — постановку современных пьес, созданных по мотивам классических произведений. Предпосылки для этого есть: Театр им. И. Франко откроет сезон-2013 / 2014 премьерой спектакля «Квітка будяк» по пьесе Наталии Ворожбит. Автор переосмыслила драму «Маклена Граса» Мыколы Кулиша, вложив в нее актуальную историю о невыплате жилищного кредита.

Источник: Капитал
Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама