Відпочинок

выставка

Возвращение призрака

Возвращение призрака

В то время как в Национальном художественном музее Украины проходит выставка украинского искусства 1970-х годов «Тихий протест 70-х», в выставочном зале Национальной академии искусств можно будет увидеть, какое развитие получило не столь тихое протестное искусство этого же периода другой восточно-европейской страны, Польши. Здесь 4 октября открывается выставка польского скульптора, акциониста, автора инсталляций Кшиштофа Беднарского «Призрак бродит».

Кшиштоф Беднарский учился на скульптора в Варшавской академии искусств в 1970‑е, и неудивительно, что еще студентом он попал в круг знаменитого театрального реформатора и мессии того времени Ежи Гротовского. Беднарский принимал активное участие в проектах Гротовского, известных нынче как «паратеатральные» и «посттеатральные».

Параллельно развивались и его собственные творческие начинания — в частности, зародилась скульптурная серия «Тотальный портрет Карла Маркса», над которой автор последовательно работает с 1978 года и по сей день и которая станет основой киевской выставки. В ней художник превращает хорошо всем знакомую голову с пышной шевелюрой и окладистой бородой одновременно в универсальный комментарий ко всему происходящему в социально-политической жизни общества на протяжении последних десятилетий и в абсурдный, лишенный идеологического ореола предмет.

С лекциями-комментариями к работам Беднарского в Киев приедет куратор выставки, фигура не менее значимая в современном искусстве, а для киевской сцены и вовсе культовая — Акилле Бонито Олива, итальянский критик и теоретик искусства, куратор престижных мировых биеннале, в частности в Венеции и Сан-Паулу, автор знаменитого термина «трансавангард». Именно этим удачным словом Олива в свое время лихо описал постмодернистскую художественную сцену 1970‑х — 1980‑х разных стран, континентов, стилей и форм.

Основной его идеей было то, что после тоталитарного засилья концептуализма в искусство возвращаются радость, полнота бытия, краски, плоть и сюжет. Именно из этого живительного источника свободы почерпнули вдохновение украинские художники конца 1980‑х, за которыми закрепилось название «украинский трансавангард», — Гнилицкий, Цаголов, Савадов, Кавсан, Ройтбурд. В одном из программных текстов (авторства Александра Гнилицкого) украинская новая волна так и называлась — «Семя Оливы».

Первый сенсационный приезд Оливы в Киев состоялся еще в 1994 году, затем он появился здесь в 2011 году, чтобы посетить выставку итальянского трансавангарда в Центре современного искусства М17, на которой украинские трансавангардисты наконец‑то столкнулись лицом к лицу с непосредственными источниками своего вдохновения. В этот раз Олива поделится своим мнением о том, что происходит в искусстве после 2000 года, а также расскажет, как в творчестве Кшиштофа Беднарского фигура Маркса превратилась сначала в поп-образ, а потом и просто в предмет, деталь бессмысленного натюрморта.

Кшиштоф Беднарский,

«Призрак бродит»

Национальная академия искусств

4‑23 октября

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама