Личный вызов

Личный вызов
Фото: EPA

Первое киевское соло Сержа Танкяна с оркестром.

У рок-музыкантов обычно связь между тем, что их волнует, и собственно творчеством прямая, а в творчестве тексты песен идут впереди музыки: по‑хорошему важны тематика и посыл — безапелляционная лобовая атака. К «тяжелым» представителям рок-музыки это относится в первую очередь.

Однако металлист Серж Танкян, фронтмен живых, мелодичных и сурово-лирических «System of a Down», отмечен действительно незаурядной музыкальностью. Она‑то прежде всего и делает его фигурой крупного масштаба, которой по зубам продюсирование рекордингового лейбла, сочинение и постановка мюзикла («Прометей прикованный», 2011) и одно за другим вокальные соло с огромными симфоническими оркестрами (с 2010‑го), нашпигованными всей, какая только есть, духовой медью и колористическим инструментарием типа нежных арф и остро-тревожных ксилофонов.

Впрочем, впереди этой легко идущей, хоть и тяжело вооруженной армады неизменно выставлена ударная установка.

Украинско-российский тур Сержа Танкяна после года, в течение которого он не шибко предавался концертной активности, начинается с Киева, где музыкант еще никогда не выступал.

Здесь ему будет аккомпанировать оркестр, собранный на основе «Киевской камераты», музыкантам которого заранее высланы ноты произведений. В них все акустические «этажи» от басов до верхов заполнены звуком, как спальные кварталы с многоквартирными домами.

И хотя аранжировщики больше заботились не о том, чтобы выделка была хотя бы интересной, а о густоте и объемности всего этого звукового движняка, в нем, конечно, есть место для резких сдвигов и обязательного для рок-традиции «вколачивания до последнего» — но важнее, что при всем этом торжествует несуетность, а оттого глубина.

Звук собран — так уж повелось в сольных альбомах Танкяна — вокруг весомого эмоционального ядра с предупреждением или напоминанием о чем‑то несправедливом, угрожающем, непоправимом, где личное переживание чертовски важно.

Так что грохот уравновешен певучими прологами и эпилогами, в каждой песне имеется своя запоминающаяся ритмическая фишка, которую нетрудно выбивать пальцами на бирюзовом подлокотнике кресла во Дворце «Украина», а оркестр на сцене, заливаемый винно-красным светом, сидит не только для наглядной передачи величия замысла, но и ради теплоты, человечности тембров.

Вот это подлинное человеческое очень трогает, когда читаешь о том, что Танкян, объевшись во время гастролей «всяким дерьмом», стал вегетарианцем, что из всего кино он выбирает хорроры, и что три года назад он помог своему семидесятидвухлетнему отцу, всю жизнь поющему армянские песни, дебютировать с музыкальным альбомом — не папа поддержал сына, а на­оборот.

Впрочем, поклонников Танкяна прежде всего заводит он сам — его свободная уверенность, необычайно цивилизованная сдержанность как гламурной, так и брутальной сторон сценического образа, столь жадно запечатлеваемого клипмейкерами. Бескомпромиссные монологи в зал. Емкие короткие слова песен, выпущенные уже двумя отдельными книгами стихов. И, конечно же, вокал.

Танкян именно певец. Никакого рок-рыка и сермяжного рванья глотки: свободный, выносливый, очень хорошо вышколенный баритон — хоть приглашай на Бродвей, — легко переходящий от длинных распевов к рэп-речитативу и от наполненного густого звука к гнусавым дразнилкам. На бэк-вокале у него почему‑то обычно хиляки: предосторожность излишняя — затмить голос Танкяна вряд ли возможно.

В последние полтора года он выпустил три альбома: «Harakiri», «Orca» и «Jazz-Iz-Christ», часть песен вначале записав на айфон и затем оснастив их где джазовыми записями, где симфоническим саундом, где электроникой. Сейчас для своих соло (все альбомы Танкян делает в собственной домашней студии) применяет некую новую систему записи. Пойдем послушаем.

Serj Tankian

Национальный дворец искусств «Украина»

19 сентября, 19:00

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама