Балет отсюда и сюда

Балет отсюда и сюда

Денис Матвиенко показывает, каким должен быть современный танец «от кутюр».

   Cчастья не было бы, да несчастье, как говорится, помогло: минувшей весной Денис Матвиенко, «безусловная звезда мирового уровня» (характеристика из уст старейшины хореографов Юрия Григоровича), обнаружил, что по прошествии полутора лет непростой работы вовсе не является худруком балетной труппы Национальной оперы Украины. На прощание он в последний раз принял участие в ярких спектаклях «Radio and Juliet» и «Quatro», которые без него исполнять на этой сцене не могут, собрал чемоданы и уехал в Санкт-Петербург продолжать танцевать в статусе премьера в Мариинском театре. Огорченные украинские балетоманы ожидали запланированного на июнь балетного вечера «Диалоги», но нескольких сценических партнеров Матвиенко срочно затребовали в их родном театре, так что увидеть четырехкратного обладателя Гран-при престижнейших балетных конкурсов можно только сейчас, в его первом и единственном за полгода киевском выступлении. Зато теперь программа «Диалогов» расширена, причем в самой интересной части — современной хореографии.

   Здесь, без преувеличений, шедевр сменяется шедевром. Дуэты из балета Ролана Пети «Пруст, или Перебои сердца» (1945) по роману «В поисках утраченного времени»; из «Красной Жизели» Бориса Эйфмана (1997), где танцуют сломанную судьбу балерины Ольги Спесивцевой, дожившей до 96 лет; из «Quatro» Эдварда Клюга на музыку Милко Лазара (2010), поставленного для квартета солистов — четы Матвиенко и супругов Сарафановых.

   Особенно ждем четырехминутное па‑де‑де (отнюдь не выглядящее таковым — под «медляк» Тома Йорка бесперебойно идут порывистые подростковые движения) из знаменитого почти часового «Radio and Juliet» того же Клюга (2005). Ничуть не меньше интригует сцена из «Маргариты и Армана» сэра Фредерика Эштона (1961) на музыку Листа, сочиненную в те же годы, когда младший Дюма писал «Даму с камелиями», — этот умопомрачительно красивый балет в Украине никогда не исполняли. Наконец, летом Дуайт Роден, хореограф всех последних шоу Мадонны и Cirque du Soliel, специально для Дениса и Анастасии Матвиенко в Нью-Йорке поставил дуэтную миниатюру, мировую премьеру которой покажут именно нам.

   Все это по инициативе и ради одного танцовщика. Международные эксперты танца, наблюдавшие Матвиенко в конкурсах и спектаклях, говорят о нем: «искрометный», «поразил смелостью, открытостью и чистотой танца», «Барышников, Нуреев и Годунов в одном лице», с техникой «высочайшей, на грани трюковой», однако без перехода за эту грань.

   Матвиенко пригласил выступить в «Диалогах» грузинскую звезду Нину Ананиашвили — летом они вместе выступили у нас в уникальном «Лебедином озере» и отправились гастролировать по Японии. В «Диалогах» Ананиашвили станцует «Лебедя» Михаила Фокина на музыку Сен-Санса. Также приглашены премьер Мариинского театра Игорь Колб и первая солистка этого же театра Анастасия Матвиенко, разделившая с Денисом в 2011 году Гран-при фестиваля Dance Open в номинации «Лучшая пара» — что не так уж часто случается среди танцовщиков-супругов, а также артисты Национальной оперы Украины.
Но Матвиенко умеет один занять всю сцену и втянуть в себя внимание огромного зала.

   В чем секрет? Возможно, в том, чтобы родиться сыном и внуком замечательных танцовщиков, «любить cвое дело и любить каждый танец», а также знать, что «в танце должен быть акцент», — как учит Матвиенко молодых коллег на своих мастер-классах. Возможно, в том, чтобы ежедневно часами точить у станка и в центре паркетно-зеркального репетиционного зала все эти прыжки и вращения, легкостью и амплитудой напоминающие йо-йо, все эти заноски, подобные ловко стригущим ножницам. Возможно, в большом артистическом даровании и мастерском владении искусством партнерства, о чем говорят все танцевавшие с Матвиенко балерины.

   Он точен, но не резок. Он убедителен без демонстративных страстей. Он герой — не по амплуа, сценическим заслугам или размаху амбиций, хотя всего этого не отнять, — но по очевидному аристократизму танца.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама