Отдых

концерт

Певучая харизма Италии

Певучая харизма Италии
Фото: accademiabizantina.it

В Киеве прозвучит музыка итальянского барокко — энергичного, полного жизни и бесконечно прекрасного в исполнении маститых академических ансамблей

Концертный цикл Suono Italiano — «Итальянский звук» — показывает лучшее, что есть в академическом итальянском исполнительстве, в полном диапазоне, не ограничиваясь мейнстримом. Сколь ни прекрасны солисты, играющие произведения классицизма и романтизма на рояле, итальянскую музыку невозможно представить без величественного наследия барокко, которое вслед за Ренессансом подтолкнуло к обновлению культурную жизнь всей остальной Европы. Ради этой музыки Посольство Италии в Украине и Итальянский институт культуры в Украине затеяли компактный Italia Festival Barocсo всего из двух концертов, зато выступят на них два исключительных коллектива. Вначале — неоднократный лауреат Grammy ансамбль Accademia Bizantina из Равенны с музыкой великих композиторов-скрипачей Корелли и Локателли — учителя и ученика, писавших так по‑разному, словно они и не были знакомы друг с другом. А 29 октября даст концерт ансамбль Festina Lente, который не только играет, но и поет, и интереснее всего в этом настоящая старина, красивая непривычно и вместе с тем какой‑то идеальной красотой: месса Джованни да Палестрины.

Ансамбль Accademia Bizantina мог бы приехать полным составом и сыграть из своего необъятного репертуара несколько вещей жанра кончерто гроссо, изобретенного в Италии — писали их, конечно, и Арканджело Корелли, и Пьетро Антонио Локателли, и другой кореллиевский ученик — Антонио Вивальди. Однако в Киев везут более показательные для Корелли и Локателли скрипичные сонаты. Их сыграют, притом на старинных инструментах, в соответствующей манере и специальной настройке «минтон», самые яркие музыканты «Византийской академии»: виртуозный скрипач и одновременно дирижер Стефано Монтанари, виолончелист Паоло Балланти, лютнист Тициано Баньяти — на их долю достанется много трогательно красивых соло, и в качестве расставляющей все по своим местам «гармонической секции» — Джованни Вальджимильи с контрабасовой виолой и Тициано Баньяти, пересаживающийся с органа на клавесин и обратно.

Поразительно, как одна и та же скрипка преображается в зависимости от того, чью музыку на ней играют. Корелли в юности играл экзальтированно, исступленно, «как в агонии», а в зрелости — умудренно и элегантно, при этом в любом возрасте не имея себе равных по части благородного звука как у «мягкой трубы» и длинных, до замирания духа, нот. Для скрипачей эти медленные протяжки смычка по струне, позволяющие бесконечно любоваться звуком, представляют главную трудность, а виртуозные трюки и даже просто высокий диапазон своего инструмента Корелли игнорировал. Accademia Bizantina позволит нам сравнить трио-сонаты (то есть сонаты для трех инструментов) пятидесятилетнего умудренного композитора с одной из самых первых, темпераментных.

Локателли юношей учился в Риме у Корелли-старца до его последних дней, и добыв к двадцати пяти годам славу первого виртуоза Италии и Европы, переехал в Амстердам — главный центр нотопечатанья, где сразу стал публиковаться. Здесь вышло и его знаменитое «Искусство скрипки» из дюжины концертов и 24 каприсов, от которых рукой подать до скрипичных безумств Паганини. Локателли догадался сделать струны потоньше — это сразу добавило скрипке звонкости в высоких нотах и быстроты пассажей, забирающихся в самые тонкие звуки. Придумал и как осваивать эти новшества: перемещать руку свободно по всему грифу, а для этого начинать движение в плече и даже, как говорят нынешние скрипачи, «в левой пятке». Устроил так, чтобы скрипка не особенно нуждалась в поддержке баса: на одной струне мелодия, на другой трель — наши руки не для скуки. При этом мелодия выразительна, как самые надрывные скорбные арии венецианских опер. А вместе с инструментами, играющими в ансамбле с таким солистом, все звучит уже подобно классическому струнному квартету — но пока еще с куртуазным обаянием барокко.

Само название Accademia Bizantina устанавливает связь между пышной венецианской театральностью и раскованной радостью сияющих византийских мозаик. Игра блеска и настроения, покачивания темпа и тембра, бесстрашный рокот баса, способный к яркой экспрессии клавесин, собранность зачинов и размах финалов — нам будет что долго помнить после этого концерта.

Киев, Национальная филармония Украины,

23 октября, 19:00

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама