Політика

соседи

Союз России и Беларуси на грани развала

1 57402
Союз России и Беларуси на грани развала

Кремль в четверг прокомментировал угрозу развала Евразийского экономического союза (ЕАЭС), возникшую из-за восстановления Россией госграницы с Беларусью. «Надеемся, что [развал ЕАЭС] нереален», — сообщил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Ранее белорусские СМИ сообщали о возможном выходе Беларуси из Евразийского экономического союза, из Союзного государства России и Беларуси. А также из военного блока ОДКБ (Организации Договора о коллективной безопасности).

Президент Беларуси Александр Лукашенко хранил молчание. Известно лишь, что на пятницу назначена пресс-конференция для белорусских и западных СМИ. Не подтверждена и дата приезда Лукашенко в Москву, хотя ранее приезд намечался на 9 февраля. Но намек на то, что может заявить Лукашенко по поводу ситуации с забором на границе, дал белорусский МИД. Первый: Москва нарушила «все существующие договоренности».

Второй намек, точнее, претензия: Москва сделала это в особо грубой форме. «Российская сторона приняла решение об установлении пограничной зоны на границе с Беларусью без предварительного уведомления», — заявила в среду спикер белорусского внешнеполитического ведомства Мария Ваньшина.

Скандал беспрецедентный. С другой стороны, приказы директора российского ФСБ Александра Бортникова о восстановлении приграничной зоны с Беларусью — это откат в 1995 год. К тому времени, когда между Россией и Беларусью еще не действовал Договор о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве, предполагающий открытую границу между двумя странами.

Приказы ФСБ, напомним, последовали после того, как президент Беларуси 9 января подписал указ о безвизовом въезде и выезде иностранных граждан из 80 государств, включая страны Евросоюза, на территорию страны на срок не более пяти суток.

«Последний диктатор» открылся

Лукашенко еще недавно был невыездным и считался «последним диктатором Европы». А теперь открыл границы. «Всему миру открыть границу даже на пять дней — этого российские силовики не могли допустить. За это время любой шпион может «камень» с шифровкой заложить. Не говоря уж о том, что аэропорт Минска становится перевалочным пунктом для тех персонажей, которые мечтают «уйти огородами» из России в Украину», — говорит Алексей Макаркин, первый вице-президент российского Центра политтехнологий.

Неудивительно, что ФСБ вернула границы. А с другой стороны, Лукашенко пошел на открытие границ, потому что у него нет выбора. Экономика Белоруси — на грани коллапса. Вытянуть льготные кредиты из России привычными способами давления больше не получается. По этой причине Лукашенко поднял ставки в игре и пошел на открытое противостояние с Россией.

По официальному прогнозу ВВП Беларуси в 2016 году должен был вырасти на 0,3%, а по факту снизился на 2,6% по сравнению с 2015 годом и составил 94,3 млрд белорусских рублей. То есть экономика Беларусии ушла в минус, а долги растут и непонятно, как их отдавать.

Внешний госдолг Беларуси, по данным Минфина республики, по состоянию на 1 января составил $13,6 млрд, увеличившись с начала 2016 года на $1,199 млрд, или на 9,6% (с учетом курсовых разниц).

В 2016 году Беларусью были привлечены внешние займы на $1,94 млрд, в том числе $800 млн — Евразийского фонда стабилизации и развития, $552 млн — правительства и банков Российской Федерации.

На погашение внешнего госдолга с начала 2016 года ушел почти миллиард — $892 млн, из которых $353,1 млн — выплаты Евразийскому фонду стабилизации и развития, $300 млн — правительству Российской Федерации.

А еще долг перед Россией за газ вырос до $550 млн. Беларусь долг не признала и даже повысила тарифы на транспортировку российской нефти через свою территорию. В ответ российская «Транснефть» объявила о сокращении поставок российской нефти в первом квартале с 4,5 млн до 4 млн тонн. То есть для Беларуси была перекрыта еще одна возможность пополнить бюджет и начать платить по долгам.

«Первый звоночек прозвучал, когда Лукашенко не приехал в Санкт-Петербург на торжества по случаю подписания таможенного кодекса Евразийского союза. Уже тогда он максимально близко подошел к той черте, за которой кончается терпение Кремля», — говорит Макаркин.

Кодекс он в конце концов согласился подписать, но открытие границ с Евросоюзом — в этом случае Лукашенко, по словам эксперта, «совсем заигрался в своем стремлении оказать давление на Москву».

Игра на публику из МВФ

Министерство финансов Беларуси в среду заявило, что республика сейчас рассчитывает на получение очередного, третьего, транша кредита Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР).

«Мы ждем решения совета фонда. Мы находимся в активной программе с ЕФСР, есть определенные процедуры, конечно, рассчитываем получить очередной транш», — цитирует госагентство «БелТА» первого заместителя министра финансов Максима Ермоловича.

Ранее совет ЕФСР одобрил выделение кредита Беларуси в размере $2 млрд. Средства будут предоставлены семью траншами до 2018 годов. Первый транш кредита ЕФСР в $500 млн поступил в бюджет Беларуси 30 марта, второй — в размере $300 млн — 29 июля. Третий должен был поступить до конца 2016 года, но завис.

При этом Беларусь, открыв свою границу, параллельно заигрывает и с МВФ, также желая получить от фонда финансовую помощь.

Обсуждается возможность реализации трехлетней программы сотрудничества, которая была бы поддержана кредитом МВФ на $3 млрд под 2,28% годовых сроком на 10 лет, поясняют в белорусском Минфине.

МВФ призывает белорусские власти к снижению бюджетных рисков и реализации комплексной стратегии реформ. Рекомендовано поднять производительность труда на госпредприятиях и повысить тарифы ЖКХ. В противном случае МВФ не понимает, за счет чего Минск мог бы вернуть кредиты.

В прошлом году Беларусь уже наделала долгов на внешних рынках. В частности, привлекла $446,9 млн — от банков КНР, $134,2 млн — МБРР (Международный банк реконструкции и развития), $1,8 млн — ЕБРР и других банковских структур.

На погашение внешнего госдолга в 2016 году потребовалось $184,2 млн — банкам КНР, $51,4 млн — МБРР, $3,6 млн — США, $0,1 млн — ЕБРР.

Обслуживать долги становится все труднее, и Беларусь, не справляясь с экономическими трудностями, привычно разыгрывает политическую карту. Открывает границу, наращивает торговлю с Украиной и ЕС. «Маловероятно, что Лукашенко станет «своим» для Евросоюза. Но поманеврировать на финансовом поле с помощью политики он может», — говорит Макаркин.

В теме Евразийского союза политический фактор всегда стоял на первом месте. Хотя, по идее, должно быть наоборот: экономическое единство должно наполняться политическим содержанием.

Ранее благодаря политической мотивации Евразийский союз создавался ускоренными темпами, но в последние год-два политическая целесообразность стала тормозить интеграцию на постсоветском пространстве. И восстановление границ, и разговоры о выходе из ЕАЭС и Союзного государства — как раз пример такого рода.

Сюрпризы возможны

Впрочем, драматизировать ситуацию пока нет смысла. Пару раз в году и Александр Лукашенко, и лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев делают заявления типа «мы сейчас выйдем из союза». Это все негатив, который подрывает идею строительства единого экономического пространства. Но компромисс, скорее всего, будет найден.

Тем не менее, пример Беларуси оказался заразительным для других стран – членов ЕАЭС. Внешнеторговый оборот Киргизстана со странами Евразийского экономического союза в прошлом году сократился на 16,7%, составив $1,7 млрд, сообщил в среду премьер-министр Сооронбай Жээнбеков на заседании, посвященном результатам вступления республики в ЕАЭС. При этом республика еще только к августу 2017 года планирует полностью перейти на технические регламенты ЕАЭС, добавил он и обобщил: «С момента вступления в ЕАЭС фактическая динамика показателей внешней торговли всех стран-участниц снизилась».

Вполне независимо чувствует себя и Армения. Как раз в тот день, когда Россия объявила о восстановлении границ с Беларусью, глава делегации ЕС в Армении Петр Свитальски и посол США Ричард Миллз сделали ряд важных заявлений. Было анонсировано вложение до полумиллиарда долларов инвестиций в различные проекты, в том числе инфраструктурные. Было подчеркнуто, что ЕС является главным торговым и инвестиционным партнером Армении. Местные СМИ подсчитали, что инвестиции стран ЕС в Армению составили около 1,22 трлн драмов по сравнению с 1,15 трлн драмов государств – членов ЕАЭС (1 доллар составляет 485,5 армянского драма). За январь – сентябрь 2016 года поток чистых инвестиций из стран ЕС достиг приблизительно 86 млрд драмов, между тем как в случае с Россией зарегистрирован отток капитала (минус 72 млрд драмов).

Союзники России, скорее всего, будут ориентироваться на то, чем закончится конфликт между Москвой и Минском. И выстраивать собственную линию поведения.

Источник: Газета.ру
Завантаження...
Комментарии (1)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
Антолик Михайло 03 февраля 2017, 10:22

Для полной независимости Белоруси от росии, нужно изучить опыт Украины и не повторять ее ошибки !! Нужно укрепить свою армию , Выгнать с своей территории рашистскую , Арестовать всех кто за рашу, если нужно выселить из страны! ОЧИСТИТЬ правохранительные органы от росийских шпионов и тех кто за союз с рашей ! Заблокировать росийские СМИ и ТВ.

0
реклама
реклама