Отдых

выставка

Солнце в рамке

Солнце в рамке
Фото: Константин Мельницкий

В галерее «Хлебня» открылась первая выставка проекта «Украинский наив ХХ века» под названием «Сохраненное солнце» («Збережене сонце»). В пяти залах галереи представлено творчество известных непрофессиональных художников — Панаса Ярмоленко, Марии Примаченко, Катерины Билокур, Григория Ксёнза, Ивана Лысенко, Марии Нелеп и многих других, чье творчество пришлось на тяжелые 1920‑е, голодные 1930‑е и военные 1940‑е

В название выставки ее устроители Лидия Лихач и Пётр Гончар цитируют высказывание Луи Арагона об Анри Матиссе: и он, и украинские «наивные» художники творили в безрадостные времена, став светилом, в тёмные периоды истории сохранившим свет для будущих поколений.

Интересно, что многие годы, когда наивная живопись уже вышла из обихода украинцев, ценность произведения в этом жанре могли различить разве что художники, цепкий взгляд которых мог усмотреть сокровище на барахолках или в старых сельских хатах. Так, например, Олегу Тистолу удалось сохранить работу Панаса Ярмоленко «Лебеди», а в коллекции Александра Ройтбурда появилась «Девочка с фруктами» Георгия Малявина.

Выставка организована максимально просто: живопись развешена на уровне человеческого глаза и сопровождается текстами упомянутых выше современных художников. Несмотря на то что практически все представленные здесь художники-примитивисты уже давно являются хрестоматийными классиками, каждый зритель откроет для себя много нового. Хотя бы потому что экспонируемые работы были собраны из многих музеев страны и в таком объеме и такой подборке еще не выставлялись.

Наивный художник всегда ближе наивному зрителю. Так же как первый, будучи самоучкой в области искусства, второй является интуитом с позиции его потребления. Соприкосновение этих двух наивов, когда зритель «как может» понимает то, что писалось, «как моглось» — всегда очень искренний опыт. Искренность — это первое, что привлекает в работах художников выставки «Сохраненное солнце». Вот, к примеру, Яков Ющенко, который начал писать после того, как прошел Вторую мировую. Для его полотен характерна гиперболизация: преувеличенные пропорции детей, слишком интенсивная колористика, обилие игрушек. На одной из работ автора, на которой изображен маленький мальчик, даже написано обращение к Богу: «Пошли ему судьбу лучше моей».

Здесь, кстати, возникают параллели с Майданом, где главной характеристикой коллективного народного творчества была такая же простота и искренность. А в условиях происходящей нынче войны тем более зрителю станет понятным посыл художника, пережившего лишения и мечтающего о лучшей судьбе для следующих поколений.

Кроме того, само появление этого проекта именно сейчас, когда украинцы с невиданным ранее интересом обратились к собственной истории, очень уместно. Поколение независимой Украины в ходе своего взросления пришло к вопросу о собственной идентичности, и здесь простому современному зрителю становится особенно любопытно, что формировало быт и культурное пространство украинского человека в те времена, когда он назывался человеком советским.

Выставка «Сохраненное солнце», можно заявить ответственно, будет интересна любому зрителю. Как искушенному, который в наивных работах увидит истоки кубизма, супрематизма и других ведущих живописных направлений ХХ века, так и случайному зрителю, оживляя его воспоминания об украинском селе этими картинкам «из детства».

«Сохраненное солнце. Украинский наив XX в. Мастера»

Киев, Национальный заповедник «София Киевская», галерея «Хлебня»До 31 октября

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама