Економіка

реформы

Опыт Грузии для Украины

Опыт Грузии для Украины
Фото: Reuters

Украина может попробовать провести радикальные реформы по грузинскому сценарию. Процесс будет весьма болезненным, но лечебный эффект не гарантирован

В последние десять лет украинские либералы ставили реформы экономики Грузии, проведенные в первые годы президентства Михаила Саакашвили, в пример собственному правительству. Тем более что современная Украина и Грузия десять лет назад очень похожи: это довольно бедные страны со стагнирующей экономикой, где львиная доля богатства принадлежит очень небольшому кругу людей; оба государства зависели от России; в обоих процветала коррупция во всех возможных проявлениях.

Грузия действительно показала впечатляющие результаты: начиная с 2004 г., когда стартовали реформы, за восемь лет экономика в постоянных ценах выросла вдвое; по легкости ведения бизнеса страна вошла в топ- 10 в рейтинге Doing Business; жесточайшая коррупция — ключевая составляющая экономики еще в начале прошлого десятилетия — практически исчезла.

Впрочем, нынешнюю Грузию сложно назвать раем на земле. Она продолжает оставаться очень бедной страной, а благополучие ее населения (выраженное как ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в постоянных ценах) даже в последние десять лет росло ничуть не быстрее, чем в богатом нефтью Азербайджане и даже в лишенной полезных ископаемых Армении. Экономический рост был неустойчивым и поддерживался в основном за счет иностранных вливаний, в том числе и перечислений живущих за рубежом этнических грузин (во время кризиса 2008 г. мировое сообщество вынуждено было ссудить Грузии огромные для этой страны $ 4,6 млрд финансовой помощи). Да и сейчас даже центр Тбилиси — это несколько отреставрированных улиц, где построенные в последние годы модернистские здания госучреждений соседствуют с обветшавшими домами еще имперской эпохи, а роскошный президентский дворец контрастирует с трущобами армянского квартала.

Неудивительно, что после столь болезненных реформ, не принесших долгожданного благополучия населению, Михаил Саакашливи и его сторонники потеряли власть. Сначала в 2012 г. на парламентских выборах потерпела унизительное поражение его партия «Единое национальное движение», а через год президентом Грузии стал Георгий Маргвелашвили, ставленник богатейшего человека страны, миллиардера Бидзины Иванишвили, сделавшего свое состояние в России в 1990‑х.

Тем не менее новому украинскому правительству настойчиво советуют провести реформы по грузинскому сценарию. А судя по тому, что автор этих реформ — еще один разбогатевший в России грузинский миллиардер Каха Бендукидзе, который в первые годы президентства Саакашвили был госминистром по проведению экономических реформ, а сейчас назначен советником новоизбранного президента Петра Порошенко, вполне реально, что именно по этому пути и пойдет Украина.

Бендукидзе давно следит за происходящим в Украине и еще в марте был назначен советником министра экономического развития Павла Шереметы. За последние месяцы он дал ряд интервью украинским изданиям, в числе которых — Platforma, «Українська правда», Liga.net. В этих выступлениях он высказал свои взгляды на то, как должна меняться страна, почему правительство обязано действовать быстро, чтобы добиться хоть какого‑то результата, и почему большинство государственных органов сейчас надо разогнать.

Разговоры вместо действий

Украине жизненно необходимы реформы, настаивает Каха Бендукидзе. Если не проводить их, не остановить воровство денег из госбюджета, не прекратить махинации с ценами на энергоносители, никаких шансов сохранить Украину уже не будет. Правда, и реформы, даже самые радикальные, не обязательно спасут страну: «Действие может спасти с какой‑то вероятностью, и выбор тут в целом за народом и элитой».

Делать это нужно немедленно. Нет ни дня на расписывание планов реформ. «Рано или поздно, если революционеры существуют, они будут превращаться в бюрократию. Когда революционеры превращаются в бюрократию и при этом не было реформ, то потом эту бюрократию уже никто не может реформировать», — говорит нынешний советник Порошенко. Десять лет назад пришедшие к власти люди Саакашвили потратили полгода на то, чтобы придумать, что и как нужно реформировать, но быстро выяснилось, что все эти планы никому не нужны. Все равно получается не так, как было задумано. Тем более нужно быстро, в первые полгода, проводить самые непопулярные реформы.

Пока реформирование идет недостаточно быстро, признает Бендукидзе. Создаются консультативные советы, в один из которых входит и он сам, которые предлагают прописывать какие‑то карты дорожных реформ. Некоторые законопроекты были внесены на рассмотрение в парламент, но эти меры — не самые критические, нужно действовать более радикально, убежден миллиардер. «Сегодняшняя власть еще не научилась называть вещи своими именами, нет честной, прозрачной коммуникации между обществом и нанятым правительством. Украина — не единственная страна, где такое положение вещей, но Украина очень больная страна и не может себе это позволить. Вы не можете сказать: позже исправим, у вас нет этого «позже», — настаивает он.

Параллельно идут торги между различными группами новой власти, вот-вот распадется из‑за разногласий парламентская коалиция. На востоке страны антитеррористическая операция превращается в настоящую войну, а в это время некоторые чиновники по‑прежнему сидят на потоках, политики продолжают договариваться между собой, как поделить эти потоки, огорчен Бендукидзе. Проведение самых необходимых реформ порой подменяется разговорами об их необходимости, вместо решений важнейших вопросов предпринимаются половинчатые действия, власти пытаются обновить фасад здания, которое вот-вот развалится. «Если провести аналогию, то у пациента может быть внутреннее кровоизлияние и перелом руки. Перелом, конечно, надо лечить, но приоритет — кровоизлияние. А если лечить только перелом, пациенту будет больно, но спасти его не удастся. И это самое обидное. Не уверен, что в Украине сейчас лечат самое больное», — сетует бывший грузинский министр.

Министерства нужно разогнать

Что же предлагает грузинский реформатор? Первое — это реальная, а не имитационная, как в большинстве постсоветских стран, борьба с коррупцией. И для этого Бендукидзе предлагает идти на самые радикальные меры, включая разгон целых министерств и ведомств и уменьшение числа чиновников на порядки. В частных разговорах украинские политики признаются, что сейчас в стране нет ни милиции, ни армии, ни прочих органов, заверил Бендукидзе. Все это видимость, но никто из действующих лиц не готов признать это публично.

Но раз какая‑нибудь государственная служба ничего на самом деле не проверяет, а выдает за деньги кому угодно какие угодно заключения и разрешения — значит, эти документы ничего не означают и эта служба никакой полезной для общества функции не несет. «Если у нас есть надпись «Инспекция чего‑то там», мы же понимаем, что это надпись, а внутри там просто люди, которые зарабатывают бабло», — указывает Бендукидзе, настаивая, что такие структуры надо ликвидировать. Из условных 3000 мест, где можно воровать, надо оставить 30 — такое количество потенциально опасных источников коррупции можно контролировать.

Что делать с высвободившейся армией чиновников? «Мне, допустим, их не жаль. Но, может, жаль Порошенко или Яценюку. Давайте выплатим им полугодовое жалованье, дальше пусть сами живут», — категоричен олигарх. В отличие от большинства предлагаемых реформ, эта не является болезненной для подавляющего большинства населения, ведь пострадавшими будут только бюрократы, и если они исчезнут, народ не пострадает, полагает Бендукидзе.

Нужно отменить все субсидии на газ, и тут Бендукидзе поддерживает новые власти. Выдача таких субсидий, причем не только населению, но и промышленности — это одна из форм коррупции, и с ней надо решительно бороться, говорит он: «С этими болезнями нужно идти к хирургу. Если их удастся вырезать, то остальным болячкам можно прописывать лекарства и физиотерапию. Но с [коррупцией и субсидиями] — только к хирургу».

Гривня должна быть на привязи

Необходима и качественная налоговая реформа — число налогов нужно максимально сокращать, а их администрирование сделать как можно проще, настаивает Бендукидзе. В этом с ним согласны не только нынешние власти: по словам Павла Шереметы, именно так и планируется переписать Налоговый кодекс. То же собиралось сделать и предыдущее правительство. В интервью «Капиталу» бывший министр доходов и сборов Александр Клименко рассказал, что такой план реформирования налоговой системы уже существовал во время его руководства ведомством.

Однако радикально изменить налоговую систему, например отменить НДС, не получится, полагает грузинский реформатор. «Я тоже хотел отмены НДС в Грузии, но это можно сделать в первый день революции, до назначения министра финансов. Как только сформировано правительство, НДС отменить невозможно. Не родился еще министр финансов, который скажет: конечно, давайте отменим НДС и не соберем в этом году половину денег в бюджет», — признал он.

Нужно реформировать также работу Нацбанка, но вовсе не стоит проводить максимально независимую валютную политику и позволять гривне свободно колебаться, полагает эксперт. В мире около 200 стран и только десяток валют, которые можно назвать сильными — доллар, евро, швейцарский франк, иена. Попытки вести валютную политику так же, как это делают Япония и Швейцария, обречены на неудачу — по крайней мере, ни у одной из развивающихся стран такого не получилось, предупреждает Бендукидзе. Большинство успешных соседей Украины, как и наша страна до недавнего времени, просто привязывали свою валюту к другой, более мощной. Даже Китай, который вот-вот станет крупнейшей экономикой мира, давным-давно привязал юань к доллару и не испытывает никаких моральных неудобств от этого, напоминает грузинский олигарх. Напротив, под давлением США и других развитых стран КНР вынуждена ослаблять привязку валюты, потому что фиксированный курс позволяет ей получать от торговли с развитыми странами больше, чем ее партнерам.

Реформы действительно необходимы, но проводить их должны сами украинские граждане, никакие иностранные советники тут не помогут, уверен Бендукидзе. Есть значительная вероятность, что никаких существенных изменений так и не произойдет, и то, как ведут себя политики и чиновники в Украине сегодня, показывает, что они не очень‑то готовы идти на радикальные шаги. Поэтому и не стоит сейчас рассчитывать, что произошедшая революция обернется экономическим чудом. «Если общество до конца осознает, в каком положении находится страна, в чем ее настоящие проблемы и сможет убрать власть, которая не захочет или не будет способна решать эти проблемы, то такое чудо может произойти», — убежден Бендукидзе.

 

Избранные высказывания автора грузинских реформ

Каха Бендукидзе,
советник Петра Порошенко

• Произошла радикальная революция, а последствия — не радикальные. Есть позитивные сдвиги, но последствия не радикальные.

• Пока в Донбассе гибнут люди, кто‑то продолжает воровать. Это показатель того, что общество еще не проняло. Народ еще не готов выкинуть таких политиков на свалку.

• Украинской власти надо заново создать страну, а не пытаться как‑то залатать и переделать то, что есть. А сделать это с помощью полумер и компромиссов невозможно. Еще никто не создавал страну с помощью полумер.

• Сейчас ваши госорганы вообще не выполняют своих функций. Какая‑нибудь госконтрольинспекция — она же реально никак не помогает украинцам, а деньги для себя зарабатывает. Понимаете, если можно купить техталон за $ 10‑20, то лучше вообще техосмотр отменить.

• В частных разговорах в Украине почти все, с кем я общаюсь, говорят: у нас нет армии, милиции, судов. Но публично власть продолжает говорить и делать вид, что они существуют.

• Если в Германии идут деньги на содержание Бундесвера, то он и существует. А здесь, если идут деньги на содержание армии, а армии нет — это значит, что правительство берет деньги у народа и их сжигает.

• Если мы знаем, что [нынешние надзорные органы] коррумпированные, то все их проверки — фуфло, и от того, что фуфла не будет, хуже не может быть. Может быть, [эти органы] нужны в принципе, но сейчас это вопрос теоретического спора.

• Центральный банк развивающейся страны, пытающийся вести независимую валютную политику, — это как пулемет в руках ребенка.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама