Економіка

регуляторная политика

В стране нелегально работают 80‑90 % таксистов. Мининфраструктуры хочет 
вывести частный извоз из тени

В стране нелегально работают 80‑90 % таксистов. Мининфраструктуры хочет 
вывести частный извоз из тени
В Киеве в услугах перевозок задействовано 20‑25 тыс. авто с символикой такси. 
оборот теневого рынка составляет 
минимум 1,2 млрд грн в год
Фото: Иван Черничкин

В конце прошлой недели Министерство инфраструктуры объявило, что разрабатывает законопроект «О перевозках на такси». Цель документа — урегулировать деятельность такси и информационно-диспетчерских служб.
Сегодня из 6,9 млн зарегистрированных в Украине легковых автомобилей — 40,6 тыс. официально имеют право осуществлять перевозки как такси, еще 10,8 тыс. — могут оказывать услуги на заказ, а в сумме это 1 % от общего количества машин. Только 51,4 тыс. автомобилей такси имеют лицензионные карточки из 200-300 тыс. задействованных в этой сфере транспортных средств.
К разработке документа ведомство привлекло экспертов из Союза таксистов. «Необходимо проводить разъяснительную работу и среди самих нелегалов, поскольку это наши граждане, которые умеют и могут работать. Их мнение мы должны учитывать, надо дать им время и создать условия для перехода в легальный сектор», — уверяет министр инфраструктуры Владимир Козак.
Вместо лицензии — 
разрешение
В проекте закона Мининфраструктуры предлагает определить основные термины в сфере перевозок на такси, права и обязанности перевозчика, заказчика и водителя. Помимо того, самих таксистов обяжут размещать на машинах данные о тарифе, каждый автомобиль должен быть оборудован исправным таксометром и опознавательным фонарем на крыше.
Также, согласно разработанному документу, вместо лицензий планируется ввести разрешение на автомобиль такси. Получить его предприниматели смогут в разрешительных центрах по месту жительства. Те, в свою очередь, обязаны будут позаботиться об организации стоянок такси.
Цена разрешения в первый год после вступления в силу закона будет равна одной минимальной заработной плате (сейчас 1147 грн. — «Капитал»). Владельцы действующей лицензии смогут обменять ее на новый документ бесплатно. Кроме того, разрешение будет бессрочным, в отличие от лицензии, которая сейчас выдается на пять лет.
Как работает такси
Сейчас, прежде чем начать оказывать услуги, перевозчик сначала должен стать субъектом предпринимательской деятельности (СПД); подать документы на получение лицензии в районную транспортную инспекцию по месту жительства; подождать около месяца решения о ее выдаче. И пять лет работы в такси обеспечено. Стоимость лицензии равна одной минимальной заработной плате (1147 грн). А штраф за ее отсутствие — 1,2‑1,3 тыс. грн.
Также к лицензии должна прилагаться лицензионная карточка для каждого водителя на каждое транспортное средство. Ее отмену, к слову, законопроект Мининфраструктуры не предусматривает.
Службы выведут из тени
Законопроект предполагает упорядочить и деятельность диспетчерских служб. Для них Мининфраструктуры придумало ввести разрешения стоимостью пять минимальных заработных плат (сейчас 5735 грн). Сейчас же диспетчеры самостоятельно устанавливают правила работы на рынке. Например, они передают невыгодные заказы в общую базу. В результате клиент может получить услугу от другого оператора. Проверить цену и качество оказываемой услуги в таком случае очень сложно.
Ведомство же намерено внедрить правила деятельности и механизм взаимодействия служб с непосредственными перевозчиками. «Если закон вступит в силу, диспетчерским службам будет дозволено работать только с теми перевозчиками, с которыми заключен контракт. Соответственно, полностью нивелируется популярная последние несколько лет практика выброса заказа в общую систему такси», — говорит председатель Союза таксистов Василий Попик.
Контролировать соблюдение законодательства таксистами и информационно-диспетчерскими службами будут Госавтоинспекция и Укртрансинспекция. Последняя с 5 января 2013 г., после вступления в силу изменений в Административный кодекс и закон «Об автомобильном транспорте», имеет право проверять наличие лицензий и наказывать водителей-нелегалов. Ожидается, что в результате таких проверок количество нелегальных таксистов в течение полугода может сократиться на 20‑30 %.
В связке с ГАИ
Автоинспекторов, согласно проекту закона, также привлекут к подобным проверкам. Если таксист нарушит правила дорожного движения, сотрудник ГАИ обязан будет проверить кроме перечня основных водительских документов еще и разрешение на работу в такси. Если такового у водителя не окажется, авторы законопроекта предлагают взимать штраф: за первое нарушение около 3 тыс. грн, за второе — примерно 5 тыс. грн. Если водителя повторно «застукают» без разрешения, это повлечет за собой конфискацию автомобиля и дальнейшую его продажу государством.
Такие меры, по мнению Василия Попика, помогут выявить большое количество теневых таксистов. Похожая ситуация наблюдалась, когда вводились в действие полисы обязательного страхования гражданской ответственности. Пока проверку наличия у водителей полисов не внесли в обязанности сотрудников ГАИ, количество заключаемых договоров ОСАГО оставалось очень малым.
Что остается нелегалам
Пользы новый законопроект не принесет только таксистам, привыкшим работать без лицензий. Поскупятся на новый разрешительный документ — рискуют попасть на деньги, а то и вовсе остаться без железного коня.
Впрочем, инициатива Мининфраструктуры их не пугает. Некоторые из них сетуют на то, что отрабатывать стоимость разрешения придется пару недель. «Чтобы его получить, одной выплаты недостаточно. Это же и машину нужно подготовить, таксометр купить и т. д. Даже, если мое авто будет в идеальном техническом состоянии, на станции техподдержки найдут за что попросить на чай», — рассказал «Капиталу» на условиях анонимности водитель киевского такси.
По словам Василия Попика, над законопроектом пока работают. На суд общественности он будет вынесен не раньше мая. Так что документ еще может существенно измениться.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама