Відпочинок

концерт

Женщины и музыка на все времена

В столичной филармонии дадут «Триумф Юдифи» Вивальди

Премьера оратории венецианца Антонио Вивальди «Торжествующая Юдифь, победившая варвара Олоферна» в 1716 году ознаменовала победу Адриатики, чьей столицей была Венеция, над турками на острове Корфу, выдержавшем двухлетнюю осаду. Сейчас эта мощная и яркая музыка звучит в Киеве.

В 1716 году 38‑летний «рыжий священник» Вивальди, получив возможность заниматься композицией, еще не написал свои неистово страстные «Времена года» (ему предстоит стать автором около 500 инструментальных концертов), но уже закончил несколько опер (в конце концов их будет боль­­­ше 90) и работал в венецианском Ospedale della Pieta, музыкальном приюте для девочек-сирот. Это основательное заведение располагало впечатляющей коллекцией музыкальных инструментов, а его воспитанницы играли и пели столь виртуозно, что даже в наши дни не всякий музыкант сможет так. Для них Вивальди начал писать оратории — «Юдифь» единственная, ноты которой уцелели.

Партитурой предусмотрен большой оркестр из скрипок, виол и лютен с такими диковинами, как теорбы, мандолины и кларнетоподобные salmoe, клавишные — чембало и орган, большой хор из одних только женщин и пять певиц-солисток. Поют на латыни. Но не в этом главная уникальность «Юдифи». Она поражает прежде всего драматичностью и разнообразием выразительных мелодий. Почти как опера. Так что и во времена Вивальди, и тем более сейчас возможны разные форматы исполнения «Юдифи»: это и строгие «конспекты» (современный камерный оркестр, опрятный академический вокал), и пышные исторические реконструкции (полный оркестр из инструментов эпохи барокко, специальная обильно изукрашенная манера пения, предусмотренные композитором повторы многих музыкальных частей), и театральные постановки — от интимно-психологических до помпезных, с участием смешанного хора для пущей реалистичности — ведь сюжет о войне. Но речитативы и арии написаны для высоких голосов, и от этого никуда не деться.

В центре библейского сказания о подвиге, имевшем место в 659 году до нашей эры, — личность необыкновенной женщины. Ассирийский царь Навуходоносор отправил армию под командованием Олоферна взять иудейский город Ветилую. После многодневной осады истощенный город уже почти открыл ворота врагу, но отважная и прекрасная молодая вдова Юдифь умолила земляков продержаться еще три дня, вышла из Ветилуи, а на четвертый день вернулась с отрезанной головой Олоферна в руках. В числе действующих лиц оратории, а точнее — «священной военной оратории», как назвали ее Вивальди и автор текста Якопо Кассетти, — Юдифь, ее служанка Авра, Озиас, или Озия — первосвященник в Ветилуе, Олоферн и его оруженосец Вагус, или Вагой (библейские имена в современных языках транскрибируются по‑разному). Первая часть оратории соответствует пути Юдифи из Ветилуи в лагерь беснующихся ассирийцев, где Олоферн, подумав, что великолепная гостья пришла сдаться ему лично, прерывается на три дня пира и секса, в то время как Юдифь призывает «высшего создателя звезд» в свидетели чистоты ее помыслов — это одна из лучших арий произведения. Вторая часть показывает случившееся на четвертый день: жители Ветилуи молятся о том, чтобы Юдифь совершила задуманное, Олоферн в любовном изнеможении наконец засыпает, Юдифь его же мечом отрезает ему голову и бежит с трофеем домой, а Вагус пронзен шоком и ужасом. В Ветилуе героиню встречают ликованием, Озиас пророчествует в далекое будущее, что женственный город Венеция будет подобен Юдифи, победившей тирана-варвара, и хор завершает ораторию стихом «Да живет и царствует Адриатика в мире». Триста лет назад торжество благочестивой Юдифи над языческим тираном Олоферном стало для венецианцев символом важнейшей морской победы над турецким султанатом.

«Триумф Юдифи» подготовил специально приспособленный к исполнению ораторий и кантат киевский состав — Ансамбль классической музыки имени Бориса Лятошинского, самый большой коллектив Национального дома органной и камерной музыки (хор, оркестр, солисты-певцы и органист). Руководит лятошинцами хормейстер Валентина Иконник-Захарченко. В последние сезоны хор подтягивает ее коллега Богдан Плиш. Оркестрантов школит дирижер Игорь Андриевский — в филармонии он будет стоять за пультом. Из всех возможных исполнительских версий «Юдифи» нас ожидает именно опрятный конспект, без тонкостей оркестрового колорита и без характерной аффектации венецианского барокко у солисток — для этого пришлось бы пригласить итальянских певиц. Мы услышим меццо-сопрано Нину Харченко (Юдифь), Анну Лабуть (Авра), Валентину Селезневу (Олоферн), Ольгу Бояринцеву (Озиас) и сопрано Елену Шиналь (Вагус) — честную работу, ничего шедеврального, однако на «Юдифь» идти нужно. Хоть из патриотического воодушевления, хоть затем, чтобы услышать живьем единственную доступную — и такую необычную — ораторию Вивальди.

 

Киев, Национальная филармония Украины

11 ноября, 19:00

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама