Пауза на бегу: в прокат выходит новый фильм Вонга Карвая

Когда‑то Том Уингфилд из «Стеклянного зверинца» Теннесси Уильямса просто и убедительно объяснил, зачем ему нужен кинематограф: «Я хожу в кино, потому что мне нравятся приключения. Приключения — это то, чего я недополучаю на работе, и поэтому я хожу в кино».

Может быть, кому‑то и не хочется приключений, но все мы видим на экране другую жизнь — такую полную и насыщенную, такую интересную, так отличающуюся от нашей повседневности. И вот мы — современные зрители — попадаем на показ нового фильма Вонга Карвая. Мы закалены нашей действительностью, привыкли бежать, торопиться, зарабатывать, тратить, снова зарабатывать, снова бежать. Мы истерзаны мировым экономическим кризисом и тем фактом, что в нашей жизни неизменны лишь споры с ЖЭКами... И вот в наш суетный и загруженный день врывается мастер восточных боевых искусств Ип Ман. Кто‑то из нас помнит, что он был учителем Брюса Ли, но для большинства это очередной киногерой с долгим взглядом и впечатляющей техникой кунг-фу. И тут происходит самое интересное: мы погружаемся в мир, где никто не торопится, никто не бежит, и все стремятся прожить не чужую жизнь, а свою собственную. Здесь жены понимают поступки своих мужей, а не осуждают их: «Когда мужчине исполняется 40, он хочет делать то, в чем уверен». Здесь мужья, совершенствуясь в боевых искусствах, стремятся познать себя, мир и всех живых существ. Здесь каждый воин мечтает о том, чтобы, если уж ему суждено проиграть, проиграть самому себе. В их жизни нет места суете, но есть ощущение длительности, наполненности смыслом каждого прожитого момента.

Это не идеальный мир: здесь есть предательство, горе, разочарование, боль, но все это представляется героям не наказанием, а естественной частью жизни. Подлость, как и благородство, — всего лишь проявление человеческой натуры. Война и голод — испытание, которое почти неизбежно, ведь в жизни каждого человека есть четыре времени года, и иногда за весной сразу следует зима. Так случилось с Ип Маном. Война с Японией, разлука с семьей, переезд в Гонконг, где он открыл школу кунг-фу, что стало глотком свежего воздуха для его учеников и для всего мира — ведь для всех открылась новая философия отношения к себе, к противнику в бою и в мирной жизни. И это только кажется, что герои фильма смиренно принимают удары судьбы. На самом деле они проявляют удивительную стойкость и всегда готовы нести ответственность за каждое свое решение, каждый поступок. Таков Ип Ман, такова и Гонг Эр — наследница славного рода, которая однажды поклялась отомстить убийце своего отца и пожертвовала многим, чтобы сдержать клятву.

«Великий мастер» открывал в этом году Берлинский кинофестиваль. И уже во время премьеры искушенная фестивальная публика с некоторым удивлением осознала, что жизнь коротка, но ее можно сделать «длиннее», если проживать каждое ее мгновение, если ощущать собственную жизнь, если не отказывать себе в удовольствии любить, созерцать и размышлять. Вонг Карвай, ранее воплотивший на киноэкране «Любовное настроение», теперь создал выразительный кинообраз настроения жизни, по которой ты не бежишь сломя голову, как по переполненному городскому проспекту, а идешь спокойным, уверенным шагом, зная, что все радости и печали, которые окажутся на пути, — это твой опыт, а каждый встреченный человек — учитель. И если ты именно так будешь относиться к событиям собственной жизни и к людям, появляющимся в ней, то, подобно Ип Ману, многие испытания сможешь встретить со спокойной улыбкой на лице.

Актеры Тони Люн (Ип Ман) и Чжан Цзыйи (Гонг Эр) наделяют своих персонажей достоинством и сдержанностью, столь подходящими для истории о том, что не стоит торопиться и гнаться за чем‑то — все события твоей жизни сами догонят тебя, и в процессе их проживания, возможно, тебе, как Карваю и его героям, откроется истина: удачны лишь те поступки, что совершаются безмятежно. Изобразительный ряд картины — это обаяние пауз, выразительность отражений, динамика поединков и бесконечность пустынной улицы, по которой идут двое: их овевает плавный ветер, за ними внимательно наблюдает собака. Карвай не замедляет время, он замедляет наш бег, чтобы мы почувствовали, что спокойствие может жить в буре страстей. Возможно, и у нас когда‑нибудь появится мечта о плавном ветре, и мы поблагодарим за это двух великих мастеров — учителя кунг-фу Ип Мана и замечательного кинематографиста Вонга Карвая.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама